Мониторинг ВОШ 06.09.2010-13.09.2010 |
07.09.2010 Результаты и тенденции порождены рынком труда Ежегодно мы проводим нашу традиционную августовскую конференцию, и всегда это было значимым событием для педагогической, родительской общественности, руководителей всех уровней. Однако сегодня интерес к образованию со стороны общества и государства принципиально иной. Система образования - в самом фокусе государственного и общественного внимания. Это связано с тем, что именно образование, и прежде всего школа, наша новая школа, служит ключевым звеном, с которого начинается превращение жизненного цикла развития общества в инновационный цикл. Политическая задача превращения России в государство знаний и интеллекта осуществляется через образовательную инициативу, а тем самым модернизацию жизни образования как социального института развития общества. Кроме того, решение задач по практическому обеспечению высокотехнологического прорыва может быть обеспечено только при условии перехода образования в режим инновации. Мы все воспитаны на гуманистических традициях российской и советской школы, основной задачей которой всегда было воспитать человека, личность, гражданина. Но сегодняшняя интеллектуальная глобализация общества заставляет по-новому осмыслить эти понятия. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному Собранию России отметил: "Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации". Так, время трансформирует задачи, стоящие перед школой, диктует необходимость кардинальных изменений, затрагивающих все сферы и аспекты его деятельности, и не в последнюю очередь - финансовые. Эффективность использования финансовых средств сегодня становится одним из главных условий модернизации образования. Вот почему и в наступающем учебном году продолжится трудная, кропотливая работа по оптимизации расходов. Мы обязаны добиться, чтобы финансовые ресурсы, выделяемые на образование из всех уровней бюджета, расходовались рачительно. Необходимо, чтобы выделенные средства были максимально нацелены на обеспечение эффективных результатов образовательного и воспитательного процессов. Сегодня область преодолевает допущенное в 2009 году отставание в экономическом развитии, связанное с мировым экономическим кризисом. Отчетные данные государственной статистики за первое полугодие 2010 года свидетельствуют о том, что область хотя и медленно, но все же восстанавливает положительную динамику развития. Промышленный рост составил 113,3 процента к аналогичному периоду 2009 года. По итогам первого полугодия консолидированный бюджет по доходам исполнен на 51,5 процента, областной бюджет - на 53,3 процента. Финансирование образования Подмосковья является одной из самых крупных статей бюджета Московской области. Расходы консолидированного бюджета Московской области по отрасли "Образование" на 2010 год составляют 68,3 млрд рублей (в прошлом году -67,4 млрд рублей), из которых субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в объеме 20,1 млрд рублей. В докризисный период у нас была возможность повышать заработную плату работников образования ежегодно, в итоге она достигла одного из самых высоких уровней по отрасли среди субъектов Российской Федерации. Сегодня у нас снова есть возможность выделять средства для повышения заработной платы учителей. Но это повышение должно находиться в тесной взаимосвязи с качеством и эффективностью работы учителя, мотивировать учителей на работу в инновационном режиме. Построить инновационное государство без инновационного учителя невозможно, поэтому выделяемые в этом году с 1 сентября из бюджета Московской области 254 миллиона рублей в виде субвенции образовательным учреждениям направляются на увеличение выплат стимулирующего характера, что позволит увеличить размер стимулирующих выплат учителю в среднем на 868 рублей. Это не означает автоматическую выплату данной суммы, размер стимулирующей выплаты каждому конкретному педагогу должен зависеть от реального вклада в результативность деятельности, в первую очередь инновационной, образовательного учреждения. Кроме того, в бюджете Московской области 2011 года предусматривается свыше ста шестидесяти миллионов рублей на единовременную выплату в размере двух тысяч рублей в расчете на каждое физическое лицо из числа руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы общего образования в Московской области. Данная выплата будет распространяться на образовательные учреждения системы здравоохранения, культуры, строительного комплекса, сельского хозяйства, физической культуры и спорта Московской области, реализующие программы общего образования. Встает перед нами и такой вопрос: а насколько наши руководители всех уровней - от директора образовательного учреждения до главы муниципального образования - готовы к работе в новых условиях психологически, профессионально? Надо учиться, осваивать новое понятийное пространство, новые технологии, новые принципы деятельности. Я считаю, что тот руководитель, который не перейдет на новый уровень профессионализма, работать в своей должности не сможет. Год учителя - это повод для более пристального внимания к результатам деятельности подмосковного образования, достижениям, которые объективно достойны признания и уважения. Результат работы наших подмосковных педагогов - качественная подготовка учащихся, выражающаяся в результатах экзаменов, предметных олимпиад, конкурсов. В 2010 году улучшились результаты ЕГЭ по обязательным общеобразовательным предметам - русскому языку и математике. По сравнению с прошлым годом в Московской области увеличилось количество участников ЕГЭ, получивших 100 баллов. В 2009 году их было 87 человек, в 2010-м - 102 человека, два участника имеют 100 баллов по двум предметам. Все эти выпускники являются либо призерами, либо участниками районных, областных и Международных олимпиад, многие их них награждены золотой или серебряной медалью "За особые успехи в учении". Количество медалистов в Подмосковье также в этом году увеличилось. Все они подтвердили свои знания на ЕГЭ. Ежегодно увеличивается количество победителей и призеров всероссийского этапа олимпиады школьников. Отрадная тенденция: увеличивается в целом количество школьников, стремящихся принять участие в предметных олимпиадах - от открытых и школьных до Международных. На наш взгляд, эти результаты и тенденции порождены еще одной реалией времени -рынком труда. Именно рынок требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня, причем на всех ступенях образования и в течение всей жизни. А это означает, что главной целью школы является не целенаправленная подготовка детей к сдаче ЕГЭ, поступлению в ВУЗ, хотя это и является локальными задачами школы, а развитие интеллекта школьников, креативного подхода к решению задач, формирование устойчивого сознания того, что в современном мире необходимо учиться всю жизнь и не опираться на готовые ответы, а искать свои. Механизмом, позволяющим решать современные образовательные задачи, остается нацпроект. В 2010 году в его рамках реализуются направления национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Все направления инициативы полностью обеспечены финансированием, на их реализацию из федерального и областного бюджета направляется более миллиарда рублей. В 2011 году в рамках приоритетного национального проекта также планируется реализовывать мероприятие "Совершенствование организации школьного питания". Финансирование из бюджета Московской области -150 млн рублей. В настоящее время разрабатывается долгосрочная целевая программа по данному направлению. Принято решение о возобновлении финансирования областной целевой программы "Развитие образования в Московской области", в которой основное внимание будет уделено реализации мероприятий национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". На эти цели в 2011 году будет направлено 155 млн рублей. К Дню учителя в Сергиево-Посадском районе планируется открытие образовательно-культурного центра, который объединит управление образования, учебно-методический центр, Дом работников просвещения, РК Профсоюза работников образования и науки, детскую школу искусств. В школе должен работать учитель, который верит в собственное предназначение и понимает, что эта профессия нужна обществу. Если мы хотим, чтобы дети тянулись к педагогам, чтобы они были интересны детям, у каждого учителя должны появиться уверенность в жизни, ощущение собственной значимости для общества. Поэтому необходимо продолжать выстраивать систему социальной поддержки учителей. В год юбилея Победы я хочу поблагодарить руководителей муниципальных образований, представителей системы образования за большую работу, благодаря которой празднование великой даты прошло очень достойно. Но важно, чтобы поддержка ветеранов, патриотическая работа не стали лишь событиями, приуроченными к памятной дате, - эта работа должна продолжаться на таком же высоком уровне. В Год учителя мы отмечаем еще один юбилей - 70-летие системы начального профессионального образования. Но юбилей - повод не столько для торжеств, сколько для осмысления стоящих перед системой задач. Не только начальное профессиональное образование, а вся система подготовки профессиональных кадров сегодня оценивается прежде всего рынком труда. Не случайно начало нового учебного года предваряет заседание Государственного Совета, посвященное приоритетам развития профессионального образования в России. Московская область всегда была регионом высоких технологий и наукоемких производств, и мы уверены, что модернизация профессионального образования области будет определяться их развитием. С целью реализации этого Московская область готова участвовать в федеральном проекте по поддержке комплексной модернизации профессионального образования в субъектах Российской Федерации на условиях конкурсности и софинансирования. Развитие экономики области, интенсивное строительство жилья создали ситуацию, при которой действующая сеть дошкольных учреждений не удовлетворяет потребность населения. Только за предыдущий год количество детей в Московской области в возрасте до семи лет увеличилось на 18 тысяч. По состоянию на 1 января 2010 года очередь в детские дошкольные учреждения составила более 114 тысяч детей. Мы ежегодно вводим дошкольные учреждения, охват дошкольным образованием в области составляет 68 процентов. Мы стараемся мобилизовать все внутренние ресурсы, чтобы решить эту задачу. Так, в Дмитровском районе по согласованию с компетентными структурами и совместно с депутатами было принято решение об увеличении количества детей в группах в тех детских садах, которые были построены до двухтысячного года в соответствии с существовавшими на тот момент нормами. Была проведена ревизия помещений действующих дошкольных учреждений, в результате чего большие площади были направлены на использование по своему прямому назначению. Район изыскал более 26 миллионов рублей на оснащение этих помещений мебелью и проведение в них ремонта, а также на увеличение фонда заработной платы. Результат - 300 дополнительных мест, что позволило значительно разгрузить существующую очередь. Аналогичная работа проводится и в ряде других муниципальных образований, в результате в дошкольных образовательных учреждениях открыто дополнительно 197 групп почти на 4 тысячи мест. Год учителя завершится, но то, что сделано в этом году, будет оказывать влияние на судьбу школы, всего общества еще многие годы. Мы прокладываем колею в будущее. И от того, насколько ровно она ляжет, зависит, в каких школах будут учиться наши дети, какие учителя их будут учить, насколько будет наше общество, наше государство прирастать молодыми талантами. Будем об этом помнить. Борис ГРОМОВ, губернатор Московской области
07.09.2010 Интервью с Еленой ДЕНИСОВОЙ, директором омской гимназии N19, получилось странным. Она ждала меня в кабинете не одна, а вместе со всей администрацией. - Понимаете, - потом объяснила Елена Валентиновна, - ведь многие люди работают здесь гораздо дольше меня. И то, чем мы гордимся сегодня, - их заслуга. Главное, что я должна была сделать, став три года назад директором, -сохранить и продолжить традиции. Быть директором 19-й гимназии непросто. С момента открытия в 1876 году первой мужской классической гимназии по высочайшему указу генерал-губернатора Степного края много лет ею руководили исключительно выпускники санкт-петербургских ВУЗов. Потом традиция слегка изменилась - директорами стали выходцы из других учебных заведений, но не менее грамотные и опытные. Когда Елена Валентиновна, к тому времени успевшая поработать завучем и окончить аспирантуру, сменила на посту Людмилу Ивановну Чупринину, руководившую гимназией почти 20 лет, ей и самой казалось, что слишком молода для такого поста. Она выбрала демократический стиль управления - в гимназии все решается коллегиально. И это очень мудро. Ведь гимназия - учреждение элитное, но совсем не потому, что здесь учатся сыновья и дочери известных людей города. Дети разные, как и везде, хотя, конечно, определить ребенка в 19-ю -предел желаний многих родителей. Но в гимназии работает элита омской педагогики: из 70 человек -3 заслуженных учителя России, 45 учителей высшей категории, 7 победителей приоритетного национального проекта "Образование", 23 отличника народного образования, 2 обладателя правительственных наград. Причем люди относительно молодые - средний возраст коллектива 35 лет. Самый работоспособный, как считает Денисова. Впрочем, дело ведь не в званиях -дело в том, что в гимназии N19 умеют и любят работать. Образование, которое дает гимназия, смело можно назвать высшим школьным - учиться даже не плохо, а просто неважно считается неприличным. Успеваемость - 99,9 процента. Выпускники поступают в ВУЗы практически в полном составе. Причем не только в сибирские - в Москве и Санкт-Петербурге давно образовались землячества омичей - выпускников 19-й. "Мы из 19-й, ребята! Значит, никогда не подведем" -эти слова из школьного гимна отнюдь не пустой звук. Русский поэт Леонид Мартынов, вспоминая об Омске, прежде всего говорил спасибо ученикам и преподавателям средней школы N19 имени Ленина, в которой учился. Люди, известные всей России, открывали в себе таланты именно здесь - в гимназии, ставшей школой Ленина и вновь вернувшей себе дореволюционный статус: поэт Роберт Рождественский, композитор Виссарион Шебалин, композитор Владислав Успенский, русский посол в Англии Иван Майский, плеяда медиков Чуловских, Масловых... - Гимназия была организована в классическом духе - с преобладанием преподавания гуманитарных предметов. Изучались латынь, древнегреческий, старославянский, французский языки, а также Закон Божий, гимнастика Сокольского, физика и математика, издавались журналы и сборники с материалами по русской словесности, -рассказывает Маргарита Чешегорова, заместитель директора по воспитательной работе. По мнению Денисовой, именно традиции - тот стержень, который удержал гимназию на плаву в кризисное время. Через время гимназия несет свои основные идеи: возрождение традиций российской интеллигенции, выявление одаренных детей. Как ни странно, одаренными оказываются здесь все. Таланты обнаруживаются даже не в первом классе, а намного раньше. Конечно же, сохранив традиции, молодой директор на этом не успокоилась. Коллектив гимназии внедряет в образовательный процесс инновационные методики, ищет новые формы и методы работы. - Гимназия начинается с Центра раннего развития, - объясняет Елена Валентиновна. - Это экспериментальная площадка "Развитие творческого потенциала личности ребенка". Больше десяти лет центр работал с 5-6-летними детьми, теперь начали с 3-4-летками. Наши психологи Людмила Викторовна Остапенко, Оксана Юрьевна Семина, Наталья Александровна Изметина разработали специальную программу "Я познаю мир" на основе программы "Одаренный ребенок". Задача воспитателей и психологов - научить детей не только читать и писать, но и вступать в проблемный диалог с окружающим миром, чтобы ребенок был успешным и умел заниматься исследовательской деятельностью. Вот лишь несколько дисциплин, с которыми знакомятся малыши: "Основы наук", "Гимнастика ума", "Мастерская слова", "Творческая мастерская". Все они даются в виде игр. Готовим детей не только для себя - многие идут учиться в другие школы города. Центр сотрудничает со "Сколиоз-Центром", врачами-невропатологами, потому что малыши приходят к нам уже с проблемами здоровья, а главная наша заповедь - обучая, не навредить. У нас очень сильная начальная школа -ее уже много лет, как и Центр раннего развития, курирует Людмила Макарова, заместитель по воспитательной работе. Под ее руководством там собрался коллектив единомышленников, творчески работающих, любящих свое дело. Представьте - семеро педагогов гимназии получили премии в рамках приоритетного национального проекта "Образование", при этом четверо - учителя начальных классов! Ведется серьезная методическая работа, не случайно именно нам доверили апробацию программы "Перспективная начальная школа", мы четыре года ее осваивали, определяли результативность. На нашей базе проходили региональные и городские семинары на эту тему. В прошлом году приезжали авторы учебников. По мнению Людмилы Алексеевны Макаровой, отличника образования СССР, отличника просвещения РФ, начальная школа - начало всех начал: - "Перспективная начальная школа" акцентирует внимание учителя на главных параметрах развития учащихся - умении мыслить, наблюдать, практически действовать и основана на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения учебного материала, ведущая роль теоретических знаний и осознание всеми учащимися необходимости процесса обучения. Уже в начальной школе начинается исследовательская работа детей. Малыши выбирают тему, которая их интересует: "Цветовая азбука", "Есть ли у кота режим дня?", "Возможно ли в домашних условиях приготовить мороженое", собирают под руководством учителя материал, потом защищают на малой научной конференции внутри школы. Малая конференция - это праздник науки для всех деток. В этот день они не учатся, но непременно приходят в гимназию либо выступить, либо послушать, поучиться, чтобы выступить на следующий год. Вместе с ними приходят родители, ведь они работают над проблемой вместе. В жюри -старшеклассники. Получается праздник науки для всей школы. Неудивительно, что у нас очень много ребят, которые желают и могут принимать участие и побеждать в городских, областных, российских, Международных олимпиадах и конкурсах. Например, международные конкурсы "Русский медвежонок" и "Кенгуру" ежегодно насчитывают более 300 участников-гимназистов. Во Всероссийской олимпиаде школьников 2008 года впервые в России победителями стали сразу два представителя из одного учебного заведения - гимназисты из 19-й Дмитрий Кем и Ольга Халимон. Оба они теперь студенты МГУ. И хотя далеко не все конкурсы, олимпиады, викторины играют роль при поступлении в ВУЗ, педагоги все равно настраивают ребят на научно-исследовательскую работу. - Это способ развивать ребенка, обучать его методам самостоятельного поиска и получения знаний, - говорит Наталья Григорьевна Тиссен, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - В основной школе большое внимание уделяется использованию различных технологий, особенно технологии проблемного обучения. Старшая школа обеспечивает становление личности учащихся, их нравственных позиций, гражданского сознания, дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала, предоставляя возможности для самореализации личности. Профильных классов нет, но есть обучение по индивидуальным образовательным маршрутам. Но, как говорит Елена Шумакова, заместитель директора по научно-методической работе, учение без воспитания ничто. На базе гимназии действуют музыкальная школа, образцовая вокальная группа "Зажигай", спортивные секции - баскетбол, шейпинг, ОФП, большой теннис, изостудия "Ультрамарин", студия бальных танцев, кружок резьбы по дереву, хореографический ансамбль "Веселята", литературное объединение "Городские цветы". - Увы, самая большая проблема гимназического образования - здоровье детей, - сетует Лариса Федоровна Щербакова, заместитель директора по воспитательной работе. - Как, впрочем, и везде, преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта. С 2009 года мы стали муниципальной экспериментальной площадкой "Модернизация системы питания". Ребенок должен есть в школе не меньше двух раз в день. Когда-то мы не верили, что сможем всех кормить. Сегодня охват питанием - 93,4 процента. В столовой 200 посадочных мест, кухню с помощью Департамента образования Омска удалось оборудовать современной техникой, продолжительность "питательных" перемен - 20 минут. Мы постарались предусмотреть все, в том числе свободный выбор ребенка. С 2010 года гимназия N19 стала еще и федеральной экспериментальной площадкой "Управление формированием и оценкой универсальных учебных действий". - Мы начали этот эксперимент нынче, понимая, что так или иначе придется входить в новые образовательные стандарты, - объясняет директор. - Сейчас работаем над новой программой развития гимназии. И если первая была направлена исключительно на развитие творческих способностей учащихся с максимальным учетом их интересов и возможностей, то новая программа, имея целью формирование интеллигентной, широко образованной, высоконравственной и успешной личности, учитывает и нужды педагогов. Ведь только успешный педагог может воспитать такую личность. Потому мы не сокращаем, как сейчас принято, а даже "умножаем" психологов в школе - они работают и с детьми, и с коллективом. ...Когда все разошлись, я решилась спросить Елену Валентиновну Денисову - молодую женщину с усталыми глазами, маму 11-летнего гимназиста, не жалеет ли она о том, что стала директором. Ведь она, потомственный педагог, об этом не мечтала, зная, какой груз работы и ответственности придется нести. - Знаете, может, это и неправильно, но воспитывали меня так: если не ты, то кто же? В свое время я согласилась, потому что понимала, если придет новый человек извне, гимназия не сумеет избежать "перестроечной" лихорадки. Мне помогает то, что у нас хороший, дружный, творческий коллектив. Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск
07.09.2010 В этом году я окончила Коркатовский лицей. У нас было много хороших педагогов, но самая лучшая из них Васильева Валентина Михайловна, заслуженный учитель Российской Федерации, народный и заслуженный учитель Республики Марий Эл. Она во всем для меня пример. Наверное, нет ни одного вопроса, на который Валентина Михайловна не смогла бы дать ответ по своему предмету. В кабинете биологии - богатая библиотека. Валентина Михайловна собирает литературные новинки, материалы по ЕГЭ, выписывает газеты, журналы. А интерактивная доска, компьютер ее незаменимые помощники абсолютно на всех уроках. Победы лицеистов на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии ее гордость и слава. Вот и я весной прошлого года стала призером заключительного этапа этой олимпиады. И честно признаюсь, я впервые почувствовала, что значит "быть в полете", что значит быть по-настоящему счастливой. И это счастье подарила мне моя любимая учительница. А ведь таких, как я, в школе много. Мои подруги Матвеева Виктория и Смирнова Вероника заняли второе место на Российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников-2010 и завоевали грант в 30 тысяч рублей. Кабинет биологии работает с раннего утра до позднего вечера - и в обычные дни, и в выходные, и в каникулы. Здесь жизнь бьет ключом: одни сдают "хвосты" (среди лицеистов тоже есть нерадивые), другие работают над курсовыми, третьи готовятся к олимпиадам, конкурсам. У Валентины Михайловны нельзя учиться плохо. Ну, вот что такое, к примеру, ведение тетрадей? Обычное дело. А у нас оно превращалось в творчество. Такие тетради хочется хранить всю жизнь, показывать их своим детям. И так во всем. Мы также учились у нее красиво одеваться, правильно подбирать вещи. В ее одежде ничего лишнего, яркого, броского. Конечно же, это пример для подражания! Ко всему прочему, Валентина Михайловна прекрасно танцует, хорошо поет. Когда-то вела кружок рукоделия. Об умении ухаживать за цветами и огородом -особый разговор. Летом мы проходили полевую практику, изучали чуть ли не каждую травиночку, каждое насекомое. Постоянно ухаживали за экологической тропой на Карман-курык. Валентина Михайловна по этой тропе взлетает на вершину холма в считанные минуты. С ней невозможно быть инертной, она заряжает всех оптимизмом. Вроде обыкновенный человек, а сколько в ней добра, света, знаний! Огромное счастье -встретить на своем жизненном пути такого учителя. Уроки Валентины Михайловны, я уверена, будут помогать мне всю жизнь. Спасибо нашей учительнице за все! Олеся ПОРФИРЬЕВА, выпускница Коркатовского лицея, Моркинский район, Республика Марий Эл
07.09.2010 ПР: РАБОТА. Образование ^ПЗ: В этом году самым простым способом попасть в ВУЗ стали интеллектуальные соревнования Победители интеллектуальных соревнований становятся студентами без экзаменов. "Труд" узнал, как правильно выбрать олимпиады, как на них попасть и легко оказаться на студенческой скамье. За вступительную кампанию-2010 в российские ВУЗы только со Всероссийской олимпиады школьников были зачислены около 400 победителей. В приемных комиссиях в первые недели подачи документов стонали от наплыва олимпиадников. И полушутя-полусерьезно сетовали на то, что обычным абитуриентам просто не хватит мест. "Таких, как я, призеров олимпиад в "приемку" в первый день пришли 12 человек, - вспоминает студентка 1-го курса МГУ Елизавета. - Молодой человек, который принимал у меня документы, с изумлением посмотрел на всех нас и сказал, что если так продолжится и дальше, то надо будет устраивать дополнительные испытания для олимпиадников", - рассказывает девушка. С введением ЕГЭ значимость разнообразных интеллектуальных соревнований выросла в разы. Уже в этом году родители заставляли своих детей участвовать в максимальном количестве олимпиад. В 2011 году интерес к подобным мероприятиям будет еще выше. Возрастет и конкуренция на самих олимпиадах. Уже этой осенью основным заработком репетиторов станет не подготовка школьников к ЕГЭ, а натаскивание старшеклассников на "олимпийские" задания. И действительно, даже через неделю после старта приемных комиссий практически на всех факультетах главного университета страны - МГУ - появлялись только олимпиадники. Приезжали из других городов, приходили со всех мыслимых олимпиад в Москве - пытались использовать любой шанс поступить с помощью своей уже состоявшейся победы. "Я вообще не очень хотел в МГУ, но ведь сюда меня примут без экзаменов, у меня 1-е место на московской школьной олимпиаде. Решил не упускать такую возможность. Но документы подам еще и в "Менделеевку", - рассказывает Илья, абитуриент, а ныне и студент физического факультета МГУ. Итоги года: две трети в Москве и Питере 494 тысячи участников - вот результаты олимпийской кампании-2009/2010. В основном радостные победители соревнований ехали в Москву и Санкт-Петербург: поступить можно без экзаменов, учиться - далеко от дома. Подсчета точного количества поступивших олимпиадников пока нет: результаты приемных кампаний сводятся до сих пор. В целом по стране выявилось 34 тысячи призеров, из них 6 тысяч дипломов - только за первые места. Учитывая наплыв олимпиадников в Москву и Санкт-Петербург, егэшники действительно остались практически без шансов на поступление. Самый большой пласт победителей интеллектуальных соревнований - в МГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, СПбГУ и МФТИ. В приемной кампании-2010 случалось и такое, что заявлений от победителей соревнований было больше, чем бюджетных мест на том или ином факультете. "На журфаке лежало 32 заявления с дипломами олимпиад. А бюджетных мест всего 31. Юриспруденция тоже собрала хороший урожай: 26 олимпиадников на 38 бюджетных мест. Около 20% всех поступивших точно с дипломами разнообразных соревнований", - отмечали еще в разгар приемной кампании в РГГУ. Что дает уровень Для абитуриентов этого года некоторым сюрпризом стали пертурбации в списке утвержденных олимпиад. То есть тех, которые помогут при поступлении: дадут какие-то льготы или вовсе позволят не сдавать экзамены. Полный список был вывешен на сайте Министерства образования только в феврале 2010 года, когда набор на многие олимпиады уже завершился. И даже те, кто хотел себя попробовать в самых престижных соревнованиях, не попали туда только из-за затяжки со списками. Сейчас в перечне 87 олимпиад: I, II и III уровня. В первоуровневых соревнованиях этого года участвовали школьники практически из всех регионов России. Победители зачисляются в ВУЗы без экзаменов - естественно, на профильные специальности - и получают максимальный балл по указанному в документах предмету. Второуровневые олимпиады - чуть проще, как в плане заданий, так и в плане помощи при поступлении. Победители получают максимальный балл по профильному предмету, но просто так попасть в ВУЗ уже не удастся - возможно, вам придется доказывать свои знания на других вступительных экзаменах. Но даже если вы поступите только лишь на платное отделение, в ВУЗе вам должны предоставить скидку на обучение за счет ваших побед. Третий уровень хорош тем, что включает в себя большое количество олимпиад по всей России, что повышает доступность соревнований для жителей глубинки. Победители уходят с максимальным баллом по профильному предмету и в разы повышают свои шансы на поступление в топовые ВУЗы страны. Всегда ли олимпиада для школьников Большой проблемой для всех участников зачастую становятся задания соревнований. Причем в решении некоторых не сможет помочь даже репетитор. "В химической олимпиаде Chemport я участвовала, уже будучи студенткой химфака МГУ. Когда я училась в школе, я не знала о ее существовании. Да и если бы знала, вряд ли бы сумела попасть во второй тур, - вспоминает пятикурсница химфака МГУ Эльвира Сайфутярова. - Во второй тур школьники если и переходят, то обычно с помощью тех, кто постарше. Тур тяжелый даже для студента, потому что нужно не просто решить за установленное время как можно больше задач, но и прислать их оформленными в редакторе химических формул". По ее словам, прошлую Международную олимпиаду выиграл молодой человек, который готовит задачи для подобных соревнований. Школьнику такого уровня, даже с помощью сильных репетиторов и учителей, не достичь. Место для взяток Как бы ни было прискорбно, все взятки, ранее появлявшиеся на вступительных экзаменах, поровну перекинулись на ЕГЭ и олимпиады. Цифры по России впечатляют: по примерным подсчетам самих преподавателей, за год родители школьников тратят "на поступление ребенка в ВУЗ" около 1 млрд. долларов. И если раньше эти деньги уходили в приемные комиссии, то теперь "расплылись" по всей стране. "Вам никто не будет рассказывать, где и сколько он заплатил, но такие случаи имеются. Люди пытаются заплатить хотя бы за 3-е место. И есть те, кто берет эти деньги", - рассказал "Труду" молодой преподаватель московского ВУЗа, пожелавший остаться неизвестным. Получается, что олимпиады стали основным инструментом поступления. И в будущем году возможностью поступить в топовые ВУЗы без экзаменов воспользуются гораздо больше школьников. МНЕНИЯ Юра Коломенский СПбГУ - В этом году я стал одним из победителей Всероссийской олимпиады школьников. Обычно призеры идут в ВУЗы Москвы или Питера. Я из Ижевска, приехал поступать в СПбГУ на мехмат. Как победитель я имел право не сдавать экзамены, а сразу быть зачисленным на факультет по соответствующей специальности. Хотя многие сдают ту же математику и экзаменом, тогда результаты ЕГЭ не учитываются. По своему опыту могу сказать, что ВУЗы с радостью берут олимпиадников, даже если ЕГЭ по этому предмету не сдан на 100 баллов. Дмитрий Розин ГУ-ВШЭ - Я вошел в число победителей Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ по праву. Мне представилась возможность поступить на факультет без дополнительных экзаменов. Нужно было только подать оригиналы документов - и ты студент. Олимпиада дает многое, а точнее, все. Но победить действительно сложно, школьных знаний недостаточно, нужно заниматься дополнительно. И результат того стоит. Я готовился весь учебный год, больший упор сделал на олимпиаду, а не на ЕГЭ. Не зря старался. Дарья Перегудова СПБГУ - Я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по физике. Перспектива сдавать ЕГЭ меня пугала. Решила попробовать свои силы в этом соревновании, тем более что до этого не раз была призером районных и областных олимпиад. Задания были сложными, но выполнимыми. Правда, когда мне вручили диплом, я увидела, что там опечатка в баллах: написано количество больше, чем максимальное. Но организаторы достаточно быстро заменили диплом, и на поступление это никак не повлияло. Анастасия Спицина НГУ - На моем факультете олимпиада не играла большой роли. У нас было дос-таточно бюджетных мест, так как проходной балл по ЕГЭ был невысоким. Мне хватило 208 баллов, чтобы поступить. А вот на факультет информационных технологий без диплома олимпиады поступить достаточно сложно - проходной балл составляет около 270. Набрать около 300 баллов за ЕГЭ трудно, а олимпиада дает большие преимущества. В частности, в рейтинговом списке олимпиадники стоят значительно выше льготников и тех, кто идет на общих основаниях. Вадим Щеглов БГУ - Я участвовал в нескольких олимпиадах, чтобы поступить. Например, в Chemport по химии, благодаря которой я попал на республиканскую олимпиаду - мою основную цель. С дипломом "республики" я поступил на химический факультет БГУ. В моем случае Chemport была промежуточным этапом, на котором я смог проверить свои знания, сделать работу над ошибками и проработать отстающие области. Я очень рад, что сейчас можно поступать в ВУЗы благодаря результатам подобных соревнований.
Елена Гончарова 07.09.2010 В Красноярском крае прошел форум "Образовательная робототехника" Свои разработки представили более 140 молодых изобретателей из семи высших и средних специальных учебных заведений региона. Стоит отметить: большинство Кулибиных, собравшихся в окрестностях Железногорска, - уроженцы сибирского "наукограда". Именно здесь, в закрытом для широкого посещения городе физиков-ядерщиков и создателей 70 процентов отечественных спутников, в том числе группировки ГЛОНАСС, юные техники первыми из российских сверстников заявили о себе на мировой арене. - Шесть лет на Всемирных олимпиадах робототехники страна выступала с нулевым результатом, - напомнил "РГ" мэр Железногорска Вадим Медведев. - А в прошлом году наши школьники стали четвертыми, уступив лишь традиционным лидерам - Японии, Тайваню и Китаю. Теперь ребята готовы конкурировать с грандами и за первенство. - Роботы кардинально меняют все сферы жизни, - подчеркивает замдиректора Железногорского филиала СФУ Евгений Карташов. - Значит, мы должны понимать процессы, которые в связи с этим происходят в обществе. Вот почему среди участников технического смотра были и преподаватели точных дисциплин, и гуманитарии, психологи, юристы. - Само слово "робот" пришло к нам из чешского, - поясняла коллегам на одном из семинаров форума кандидат педагогических наук Фелицата Денисенко. - Оно означает "раб", "каторжник". Так Карел Чапек в своей фантастической пьесе назвал выдуманные им человекоподобные машины. О том, чтобы непосильную работу переложить на чьи-то плечи, люди мечтали тысячелетиями. Теперь же, когда роботы все чаще заменяют человека на производстве, начинаем задумываться: вопрос занятости высвобождающихся рабочих рук стоит весьма остро. - Подобные неформальные обсуждения приводят нас порой к совершенно неожиданным открытиям, - делится с "РГ" Евгений Карташов. - Начинаешь, например, сознавать, куда нужно двигаться нашей педагогической науке. Сегодня преподаватель просто обязан хотя бы на полшага опережать ученика, студента. А уж сами ребята на таких форумах получают поистине широчайшие возможности творить без оглядки на взрослых. Конечно, в сфере сборки роботов нам с Японией или Тайванем пока сложно тягаться: должно прийти новое поколение людей с особой микромоторикой, умением скрупулезно и точно выполнять свою работу. Но вот в области программирования молодые российские технари уже сегодня способны не просто на равных состязаться с южноазиатскими, но и превосходить их. В программировании - как в поэзии. Мало знать язык, нужен полет фантазии, особое мышление. А в этом с нашими ребятами мало кто сравнится. Студент Павел Красиков подтвердил: россияне могут удивлять уже на стадии выбора цели. Он, например, замышляя своих "танцующих роботов", об экономической отдаче не думал - "просто хотел всех повеселить". Видели б вы, какие сложнейшие "па" выделывали под музыку его забавные тридцатисантиметровые "человечки". А какие нешуточные страсти разгорелись на матче "роботофутбола"! Все было как в настоящей игре, когда нападающие, защитники и вратари реализуют на практике тренерские наставления. - На производстве, куда ребята придут после ВУЗа, финансировать такие "развлечения" вряд ли согласятся, - говорит Евгений Карташов. - Но без игры, без удовольствия, которые они получают от общения с робототехникой, не разовьется творческого начала. Вот мы и стремимся помочь становлению не рядовых исполнителей, а инициативных, думающих профессионалов. Дмитрий Голованов Красноярск-Железногорск Кстати Сейчас в Железногорске молодые таланты отбирают в специализированное учебное заведение с углубленным изучением физико-математических наук - "Школу космонавтики". Кроме того, при активном содействии Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности планируется создать региональный ресурсный центр робототехники. Дмитрий Голованов
06.09.2010 Недовольство уровнем знаний абитуриентов - победителей ВУЗовских олимпиад принесло свои плоды: их права все-таки урезали, а контроль усилили. А вот лучшим участникам Всероссийской олимпиады повезет больше. Там появится 21-й предмет - мировая художественная культура, а выявленные таланты войдут в "золотой" фонд страны. С 2011 года победители ВУЗовских олимпиад смогут подавать документы всего в один ВУЗ. Как раз сейчас, подтвердила глава департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, "этот вопрос обсуждается. Возможно, соответствующие изменения будут внесены в правила приема в ВУЗы". Оно, по словам Низиенко, и понятно: "ВУЗовских олимпиад много, и при зачислении их победители заняли много мест. В 2009 году их набралось 21 тыс., в то время как победителей Всероссийской олимпиады - всего 1,5 тыс. Между тем отбор во Всероссийской олимпиаде гораздо строже: число ее участников составило 7 млн. человек, в то время как всех ВУЗовских олимпиад, вместе взятых, - всего 400 тыс.". Кроме того, уточнила г-жа Низиенко "МК", усилится контроль за прозрачностью ВУЗовских олимпиад, а также за качеством их материалов: "Сейчас проблема с прозрачностью и с качеством есть. Мы ждем предложений совета олимпиад для школьников по ее решению, чтобы результаты не могли быть подвергнуты сомнениям, в том числе - в отношении студентов, зачисленных в ВУЗы как победители". В то же время ограничения не коснутся победителей Всероссийской олимпиады школьников, заверила она: "Все их льготы закреплены в законе "Об образовании" и полностью сохранятся". Изменятся и правила участия во Всероссийской олимпиаде для школьников. Прежде всего в 2011 году к 20 имеющимся добавится новый, 21-й предмет - мировая художественная культура. Главное же, что сменится целевая установка олимпиады: ей, подчеркнула директор министерского департамента, предстоит стать ключевым звеном поиска, а главное - последующего сопровождения одаренных детей. К работе подключатся команды педагогов и психологов, которые по особым методикам будут выявлять таланты уже среди пяти- и шестиклассников. Прежде те были предоставлены собственной судьбе и многие "терялись". Теперь ими займется система дополнительного образования, и в том числе - центры дистанционного образования при ведущих университетах страны. Таким образом, муниципальный этап олимпиады, ранее зачастую формальный, также заработает на поиск юных талантов, рассчитывают в министерстве. СПРАВКА "МК" По данным Центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в 2009/10 учебном году всероссийским олимпийским движением было охвачено 7 млн. учащихся. (Участниц-девушек в нем насчитывается в 1,5 раза больше, чем юношей.) В заключительный этап олимпиады вышли 4640 человек, при этом наибольшее число участников направили Москва, Петербург и Московская область. Победителями и призерами стали 1478 учащихся, в том числе 313 победителей и 1165 призеров. Международные команды России в течение последних пяти лет стабильно побеждают во всех Международных турах, ежегодно зарабатывая по 32-36 медалей.
Марина Лемуткина |