Мониторинг ВОШ 16.08.2010-23.08.2010

16.08.2010
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
Российские школьники заткнули за пояс умников из других стран

Из дверей легендарного МФТИ на тихую зеленую улицу летнего Долгопрудного вышел необычный человек. Вот уже полтора десятка лет он находит таланты и делает из них гениев. Назар Хангельдыевич Агаханов - главный по формированию, подготовке и выступлению национальной команды России на международных олимпиадах школьников по математике.

СПЕЦЛАБОРАТОРИЯ

Мы сидим в комнате со скошенным потолком, на двери которой висит табличка: "Лаборатория по работе с талантливыми детьми". Столы заставлены осциллографами и прочими загадочными приборами, завалены математическими задачниками.

- В МФТИ база подготовки команд по физике и математике, - объясняет Назар Агаханов. - Вот я сам, например, доцент института, а кроме того, лидер национальной команды школьников, председатель предметной комиссии по математике на Всероссийской олимпиаде школьников (ВОШ) и еще много чего.

- Трудно с гениальными подростками работать?

- Всякое бывает. Хлопот много, но вообще заниматься с ними приятно. Математика такого уровня - это не простая арифметика, это искусство, способ познания мира. Они все умные, но не ботаны. Несколько лет назад была в команде девушка, которая в свое время выиграла городские этапы ВОШ сразу по девяти дисциплинам. В этом году в команде оказался юноша с черным поясом по карате, очень часто способные математики оканчивают музыкальную школу по классу фортепиано...

- Как вам удается собрать умников со всей страны?

- Мы своих будущих олимпийцев присматриваем уже в 7 - 8-м классах. Они побеждают на региональных олимпиадах, звонят учителя: "Посмотрите, у нас способный мальчик появился". Знакомимся, а потом, если все в порядке, человек попадает к нам в команду. На олимпиаду от России едут только лучшие: за последние 6 лет мы выиграли 36 медалей. Без наград никто не вернулся.

- Как организована олимпиада?

- Страну - хозяйку соревнований утверждает координационный совет международных олимпиад за 3 - 4 года до ее проведения. Обычно ребята живут в отелях или студенческих кампусах. Условия там могут быть разные: где-то по двое в комнате живут, где-то все шесть человек вместе, едят в столовых, там для них накрывают "шведский стол". Проводятся экскурсии, посещают культурные мероприятия.

- Кто за все это платит?

- За авиабилеты - страны- участницы, за все остальное - организаторы. Кстати, никакого вступительного взноса за участие в этом соревновании нет. Математическая олимпиада - самое старое международное первенство школьников, она проводится с 1959 года. В ней участвуют около 100 стран.

- А зачем все это надо: тратить деньги налогоплательщиков, посылать детей за тридевять земель?

- Проведение международной математической олимпиады школьников - дело очень престижное. На церемониях открытия и закрытия присутствуют первые лица государства.

Любой стране важно понимать реальный уровень лучших учеников по сравнению с иностранцами.

- Ребят в команду отбирают на Всероссийской олимпиаде школьников?

- Исторически сложилось так, что в команду приглашаются победители ВОШ предыдущего года, ученики 9-х и 10-х классов. Тогда у нас остается больше года на их подготовку. Из 30 - 35 человек отбираем 25 самых сильных и приглашаем их на зимний сбор. Они пишут несколько мини-олимпиад. По итогам половина отсеивается, 12 лучших становятся кандидатами в сборную. Потом летом собираем эту "великолепную дюжину" на три недели, опять сравниваем результаты и лучшую шестерку берем на олимпиаду.

- Кого больше в команде, парней или девушек?

- Обычно в команде бывает одна девочка. А в этом году вообще был сугубо мужской коллектив.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР - Как проходит сама олимпиада?

- Я, как и все лидеры, прилетаю в город проведения за три дня до начала, занимаюсь оргвопросами, готовлю задания. Но основная работа лидера команды начинается после того, как ребята сдадут свои работы. Большинство заданий не на поиск ответа, а на "докажите, что...". Тут и текст доказательства надо перевести на английский, и помочь судьям интерпретировать то, что написали ребята. Иногда предложенное доказательство настолько оригинальное, что взрослые не сразу понимают мысль школьника. Моя задача - быстро сообразить, какой путь доказательства избрал наш участник, и донести идею до других взрослых.

Перед Назаром Агахановым лежит целая стопка бумаг с символикой соревнований юных математиков. 51-я Международная олимпиада по математике завершилась 14 июля в Астане. Ребятам досталось командное второе место - уступили только Китаю. По награде получили все: Виктор Омельченко, Станислав Ерохин, Марсель Матдинов и Василий Мокин привезли домой "золото", а Кирилл Савенков и Федор Ивлеев - "серебро".

- Ребятам из Поднебесной обидно было проигрывать?

- Не особо. Китайцы почти всегда побеждают. У них очень хорошо наработана техника решения задач. У наших ребят намного лучше с фантазией, со смекалкой, они - большие специалисты по нетривиальным заданиям. Мы только дважды были первыми - в 1999 и 2007 годах. С Китаем тягаться очень трудно, мы в основном сражаемся за второе место с американцами.

- Как готовятся команды к олимпиаде?

- Корейцы, например, своих участников за год до олимпиады собирают в тренировочном центре, занимаются, готовят их... В Китае тоже своя система тренировок - они натаскивают на типовые способы решения.

- А что потом становится с победителями и просто участниками международных олимпиад школьников?

- Участие в международной олимпиаде открывает перед ребятами дверь любого вуза. Кто-то потом приходит в науку, большинство находят работу в компаниях, получают хорошую работу и достойную зарплату. В этом году двое членов сборной планировали поступать на мехмат СПбГУ, еще четверо - в МГУ. Правда, приказов о зачислении я еще не видел, но вряд ли они передумали.

ФОРМУЛА УСПЕХА

Результаты сборной России по математике на международной олимпиаде школьников Год Золото Серебро Бронза Всего Место

медалей в общем зачете 2005 4 2 0 6 3 2006 3 3 0 6 2 2007 5 1 0 6 1 2008 6 0 0 6 2 2009 5 1 0 6 3 2010 4 2 0 6 2 ОФИЦИАЛЬНО Приезжать с медалями - традиция

Директор Департамента общего образования Министерства образования и науки России Елена Низиенко:

- Наши ребята очень успешно выступают на международных олимпиадах. За последние пять лет на них выступали 210 российских школьников. Наши команды по всем предметам, без учета этого года, завоевали 170 медалей: 89 золотых, 64 серебряные и 17 бронзовых. Обычно за год по всем предметам получается взять 33 - 36 медалей.

Для молодых гениев олимпиады очень волнительны - они чувствуют ответственность за родину, за Россию. Кроме того, участникам интересно пообщаться со сверстниками из других стран. Поскольку они люди молодые, им важно самоутвердиться, что-то доказать и себе, и всем остальным.

В России существует уникальный опыт участия в интеллектуальных соревнованиях и отбора талантливых детей - Всероссийская олимпиада школьников. Благодаря ей мы можем оценить степень одаренности многих миллионов детей, выявить самых талантливых и помочь им добиться успеха в жизни.

А В ЭТО ВРЕМЯ Россиянка получила "золото" на олимпиаде по географии

Золотая медаль и четвертое место в общем зачете на международной олимпиаде школьников по географии, которая завершилась 7 августа в Тайване, достались москвичке Ксении Соколовой. Четверка юных географов из России вместе с еще сотней ребят из других стран прошла четыре испытания: письменный тест, два вида полевой работы и мультимедийный тест. Лучшей в нашей команде стала Ксения Соколова.

Сама победительница на медаль не особо рассчитывала. Как рассказала она журналистам, надеялась в лучшем случае на "бронзу": "Когда я услышала свое имя среди обладателей золотых медалей, то от волнения еле смогла подняться на сцену. Это было так неожиданно!"

Прошлая золотая медаль российских школьников по географии была два года назад на соревнованиях в Тунисе.