ПОБЕДА ШКОЛЬНИКОВ В ОЛИМПИАДЕ – ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ |
Задача общеобразовательной организации – не только дать ученику знания в рамках
школьной программы, но и обеспечить его развитие как творческой личности. Одним из
критериев хорошо выполненной работы школы могут стать победы ее учащихся в
олимпиадах различного уровня. А наличие победителей или призеров регионального или
заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников среди учащихся - один из
показателей, влияющих на рейтинг образовательной организации. В последние годы участие в олимпиадах становится все более популярным среди школьников. И образовательные организации все больше внимания уделяют подготовке своих учеников к интеллектуальным состязаниям. Наличие призеров и победителей школьных олимпиад среди учеников школы – один из показателей ее работы. Перспективы и возможности Многие школы, в качестве мотивации учеников и развития навыков борьбы с конкуренцией, устраивают школьные олимпиады. Однако гораздо более важную роль играют олимпиады высокого уровня, например, городские, региональные, всероссийские и международные. Победа в таких состязаниях позволяет получить льготы при поступлении на бюджетное отделение престижного вуза и продолжать учиться по выбранной специальности. Всевозможные конкурсы и олимпиады - один из самых распространенных механизмов выявления перспективных молодых людей. Победитель конкурсов или олимпиад может выиграть грант на дополнительное обучение, поездку в другую страну для усовершенствования владения языком, стипендию на получение образования. Но главное – это, несомненно, возможность показать себя, свои знания и соревновательные навыки. Молодые люди, желающие многого добиться, стремятся быть замеченными. Ведь победы на олимпиадах – подтверждение высокого уровня способностей и хорошей подготовки школьника. Сложности выбора Прекрасно это осознавая, многие учителя дополнительно занимаются со своими учениками, решают с ними олимпиадные задачи, готовят к конкурсам и помогают выбрать актуальные темы для научных работ и исследований. Однако не в каждой школе есть хорошие условия для дополнительного развития ребенка: во многих недостаточно персонала, или бюджет школы слишком мал, чтобы оплачивать дополнительные часы учителям. Некоторые общеобразовательные организации специализируются на определенных направлениях – физико-математическом, гуманитарном, естественнонаучном. Правда, есть и такие школы, для которых подготовка учеников к успешному участию в олимпиадах любого уровня, – вопрос чести, и на это нацелены многие аспекты школьной программы. Любой родитель, отправляя ребенка в школу, хочет быть уверенным, что к моменту ее окончания выпускник будет обладать обширными и разносторонними знаниями, получит полноценное развитие в интересующей его области и сможет поступить на бюджетное место в престижный вуз. Да и подросток, нацеленный на успешную деятельность по окончании школы, готов грызть гранит науки под руководством опытных учителей, даже если ради этого понадобится ездить на другой конец города или жить в общежитии специализированной школы-интерната. И родители встают перед важным вопросом. Как выбрать подходящую школу для талантливого ребенка? Такую, где с высокой долей вероятности подростка подготовят не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и к решению задач повышенной сложности и победе на олимпиадах. Сейчас в нашей стране активно формируется система составления рейтингов школ по различным параметрам. Такие рейтинги рассчитаны на то, чтобы помочь ученикам и их родителям определить гимназию, лицей или центр образования для обучения детей в соответствии с заданными приоритетами: качественное образование по определенным предметам, оптимальные условия для индивидуального развития, высокие баллы по ЕГЭ, победы в олимпиадах. Как правило, это школы повышенного уровня, которые сегодня задают тон в образовательной политике и продвижении современных образовательных технологий. Это не только поиск одаренных школьников для обучения их по углубленным программам с упором на успешную сдачу ЕГЭ или достижения высоких результатов на олимпиадах, но и внедрение и наработка современных технологий обучения, которые могли бы в дальнейшем успешно применяться в других образовательных организациях. Выстроить в ряд Объективные оценки результатов работы образовательных организаций можно получить только тогда, когда есть внешние показатели этой эффективности. Исходя из этого, Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА "Россия сегодня" и "Учительской газеты" при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил перечень 500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году. На сегодня это самый всеобъемлющий и объективный рейтинг российских школ. Как отмечается в материалах Московского центра непрерывного математического образования, основные показатели, которые легли в основу формирования перечня общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников, - результаты ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников. Для включения в перечень рассматривались школы, имеющие хотя бы одного победителя или призера регионального или заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013 - 2014 учебного года. На втором этапе по каждой из таких школ формировались рейтинговые баллы по итогам ЕГЭ 2014 года и по итогам Всероссийской олимпиады школьников 2013-2014 учебного года (заключительный или региональный этапы). Из полученного упорядоченного списка был выделен Список «Топ 25» - первые 25 образовательных организаций Возглавляют рейтинг «Топ 25» школы, традиционно нацеленные на комплексную подготовку учеников к участию в олимпиадах различного уровня. Так, например, Государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ) города Москвы «Лицей № 1535», которое возглавляет «Топ 25», не только предоставляет углубленный объем знаний в рамках школьной программы, но и реализует программу «Дополнительного образования для школьников 13-18 лет на бесплатной основе». В рамках этой программы ведется подготовка к олимпиадам, и ученики могут научиться решать задачи повышенной сложности. Также в лицее действует подразделение платных образовательных услуг «Открытая школа», в рамках которой, наряду с подготовкой к сдаче экзаменов разного уровня, также ведется подготовка к олимпиадам по различным предметам школьников 10-11 классов и решению задач повышенной сложности для учеников 9 классов. При ГБОУ открыт модульный проект «Открытая школа», где преподаватели лицея делятся своим опытом со всеми школьниками, стремящимися к прочным знаниям, творческому подходу к ученическому труду, ответственному выбору своего дальнейшего образовательного пути. «Предметные курсы, подготовка к олимпиадам, изучение иностранных языков, подготовка к ГИА, ЕГЭ, сертификационным экзаменам, уникальные авторские курсы - это те программы, предлагаемые преподавателями лицея, которые помогут каждому школьнику сделать свой ученический труд успешным», - отмечается в материалах «Открытой школы». Специализированный учебно-научный центр (факультет) школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (СУНЦ МГУ), занимающий второе место в рейтинге - лидер среди российских школ по количеству лауреатов научных конференций и победителей олимпиад по математике, информатике, физике, астрономии, химии и биологии. Учащиеся школы, помимо прохождения обязательного учебного курса, должны прослушать два специальных курса (по выбору), без сдачи зачета по которым ученик не может получить аттестат. Количество посещаемых спецкурсов ограничивается только свободным временем школьника. Спецкурсы по математике, информатике, физике, химии и гуманитарным дисциплинам проводят как преподаватели интерната, так и специально приглашенные сотрудники Московского университета. На этих занятиях, помимо углубленного изучения дисциплин, ученики разбирают и учатся решать олимпиадные задачи различной сложности. В течение всей истории ГБОУ «Президентский физико-математический лицей №239» (г. Санкт-Петербург), занимающего в рейтинге третье место, его ученики достойно проявляли себя на олимпиадах. Конечно, определяющую роль в этих успехах сыграла подготовка на школьных занятиях в рамках основной программы обучения. Также в школе проводятся кружки, направленные на подготовку учеников с 5-го по 11-й классов к различным олимпиадам. Здесь учат разглядеть простую суть сложной задачи и находить наиболее точный и рациональный путь к её решению, тем самым преодолевая гипноз слов «олимпиадная задача». В целом, можно отметить, что образовательный процесс в этих и других школах, вошедших в «Топ-25», нацелен на подготовку учеников на таком уровне, чтобы они могли занимать ведущие места во Всероссийской олимпиаде школьников, а также на международном уровне. Показатель эффективности Как отметила заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец на пресс-конференции в РИА Новости в сентябре 2014 года, рейтинги – важный ориентир для всей системы общего образования. Успехи конкретной школы важны и для педагогов, и для родителей, и для учеников. По ее словам, в 2014 году появилось несколько новаций, которые должны сделать систему оценки еще более объективной и справедливой. «Прежде всего, это дополнительные рейтинги по отдельным направлениям, в которых школа может быть особенно сильна», – отметила Голодец. По словам первого заместителя министра образования и науки Российской Федерации Натальи Третьяк, в прошлом году были существенно расширены критерии оценки школ. «Фактически проведено 11 новых рейтингов. Мы добавили рейтинги по предметным областям, по олимпиадам», – заявила Третьяк на пресс-конференции в РИА Новости. С учетом различных образовательных потребностей учеников были составлены списки топ школ России: лучшие 500 школ, лучшие сельские школы, школы, обеспечивающие наиболее высокий уровень подготовки выпускников по математике и другим дисциплинам. В том числе, в прошлом году был подготовлен отдельный топ лучших школ по развитию талантов детей. Этот перечень основан на участии школьников в региональном и заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников – единственной олимпиады, которая на данный момент проходит во всех регионах и по всем школьным предметам. Cоздатели рейтинга планируют в ближайшие годы развить систему его формирования и составить универсальный рейтинг, учитывающий и другие олимпиады, включенные в Перечень Минобрнауки. Успешное участие в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников - важный параметр оценки развития способностей одаренных детей в школе. Ведь на олимпиадах, как правило, предлагается решить нетривиальные задачи. Это проверка не столько знаний, сколько умения самостоятельно и оригинально мыслить и применять полученный в школе объем знаний. Творческий подход и креативность – это критерии другого порядка, нежели успеваемость. И эти навыки также помогает развить школа. Высокие результаты ЕГЭ и победы в олимпиадах - это результат совместного труда ученика, учителя и родителей. И рейтинг, составленный по этим двум очень простым, но точным и объективным критериям, предназначен для тех родителей, кто выбирает школу не просто так, а с перспективой максимально развить таланты своего ребенка и обеспечить его поступление в престижный вуз. Тугой И.А., руководитель образовательных проектов, ООО "Эффектон", E-mail: ivan@tugoy.ru, Москва, Россия |