Олимпиады: дверь в математику или спорт?
Информационный повод экспертная точка зрения



По всему миру проводятся математические конкурсы и олимпиады. Появились специалисты по их проведению, возникла олимпиадная математика со своей методикой работы и своей литературой. Олимпиадный мир стал жить собственной жизнью, но его кажущаяся самодостаточность породила ряд проблем.v О пользе и вреде олимпиад, о том, как их проводить, постоянно ведутся кулуарные дискуссии.

Во время заседаний методических комиссий, когда следует принимать решения, эти дискуссии превращаются в довольно трудные разговоры. Поэтому необходимо их провести открыто на страницах журнала. Сожалея о неизбежной субъективности, с благодарностью выслушаю замечания.

Ситуация вокруг олимпиад парадоксальна. С одной стороны, на олимпиады тратятся значительные ресурсы. Талантливых школьников и их учителей сводят вместе, прежде всего, математи- ческие олимпиады. У истоков олимпиадного движения стояли великие ученые. Многие школьники, особенно на периферии, получают математическое образование, нацеленное в первую очередь на подготовку к олимпиадам, со всеми его плюсами и минусами. (Сэтим надо считаться научным руководителям и организаторам учебного процесса.)

С другой стороны, распространены суждения о вреде олимпиад , зачастую весьма странные. Например, бытует мнение о том, что успехи на олимпиадах мало св язаны с научной карьерой. Доходит до курьезов – до утверждений о том, что “среди крупных ученых нет победителей олимпиад”, хотя среди бывших победителей олимпиад известных математиков во много раз больше, чем среди неолимпиадников. Автор сталкивался с попытками одного преподавателя забрать своих учеников из его кружка. Один из аргументов, высказанных им школьникам,звучал так: “Концевич в олимпиадах не участвовал”.

Такого рода суждения очень легко критиковать, а иногда – и вы смеивать. Владимир Соловьев высказал мысль о том, что любая ложная социальная теория баз ируется на искажении некоторой правды, и для победы над “теорией” необходимо эту внутренню ю правду осознать и выявить. Мне представляется, критики олимпиад чувствуют серьезные про блемы, зачастую не умея их сформу лировать.

Хотя олимпиадное движение играет значительную роль в матем атическом образовании школь- ников, особенно на периферии, олимпиадные деятели зачасту ю заявляют, что цель олимпиад огра- ничивается выявлением талантливых учащихся и формировани ем первоначального интереса к пред- мету. При этом декларируют, что “олимпиада – это не математи ка” (а то, что преподают в школе или колледже, это математика?), и любят подчеркивать, что д алеко не все становятся математика- ми (хотя содержание олимпиадных задач должно быть полноцен ным, вне зависимости от будущей профессии). Вовлекать в математику надо с помощью математи ки же, а выявлять таланты – с помощью полноценного материала. В адрес некоторых задач со стороны некоторых активных деяте лей олимпиадного движения высказывалась и такая критика, пусть и в полемическом запал е: Плохо, что эта задача из науки .

Постоянно ведутся разговоры о спортивных достижениях. Поб еда школьника на олимпиаде иногда ценится выше его публикации в академическом журнале. Против тезиса о важности научного содержания олимпиад выск азывается и такой странный аргумент: “Олимпиады – это только небольшой жизненный эпиз од”. Даже если считать прямое

Есть математики-спортсмены, нацеленные на решение конкре тных проблем, и математики-“домостроители”, занимающиеся построением теорий, они чаще всего и становятся критиками олимпиад. Некоторые чрезвычайно важные вещи могут делаться только в к ачестве гарнира, хотя этот гарнир зачастую бывает полезнее основного блюда. и косвенное действие олимпиадного мира на подростка незнач ительным (что неправда ) , этот аргумент выглядит странно. Следуя такой логике, можно опра вдать плохое качество любого от дельно взятого урока, ибо один урок мало что решает. Эту аргу ментацию не следует воспринимать как аргументы в научном споре, но выявлять скрытые мотивы – н е спорить, но объяснять. Я ни разу не слышал ничего подобного со стороны действующих учен ых. Уход от ответственности за научное будущее ученика узким олимпиадным деятелям необхо дим, чтобы оправдать автономное существование олимпиадного мира. Работа над этой статьей началась еще в 1996 году. В дальнейше м стало понятно, что проблемы носят не только внутрироссийский, но и международный харак тер.

Так, участники команды одной страны, не набравшие достаточного количества баллов, не бы ли допущены до фотографирования. На международных олимпиадах по математике неоднократно на блюдались случаи коррупции (со- общение задач членам своей команды или “пробивание” в вариа нт задач, которые команда знает, пристрастная проверка работ, сбор компромата на участнико в других команд и т.д.), от чего сильно страдают и содержание вариантов, и результаты участников. Разговоры педагогов о школьниках на- поминают разговоры о скаковых лошадях. Другой побудительн ой причиной написания этой статьи послужили внутренние проблемы, связанные с самим олимпиад но-педагогическим сообществом.

Данная статья призвана инициировать постановку и обсужден ие назревших проблем, поэтому количество затронутого материала выходит за формат обычно й статьи. Многие аспекты, как нам кажется, ранее не только не рассматривались должным образо м, но даже и не затрагивались. Каж- дому из них следовало бы посвятить отдельную работ