Мониторинг ВОШ 03.10.2011-10.10.2011

05.10.2011
ИА Воронеж-Медиа (voronezh-media.ru)
Глава Воронежа поздравил педагогов с профессиональным праздником

Торжественный прием главы Воронежа состоялся в День учителя 5 октября. В этот день в зале собрались директора городских школ, учителя, а также заведующие детских садов, педагоги дополнительного образования, воспитатели, психологи.

Они были признаны лучшими в своей профессии и лично от мэра Воронежа получили благодарственные письма и цветы.

«Дорогие педагоги! Низкий вам поклон за школу жизни, за знания, за безграничную любовь к детям, за неугасающий энтузиазм, за терпение, душевность, преданность выбранному делу. Пусть работа приносит вам только радость, пусть ваши ученики станут достойными гражданами Воронежа, Воронежской области и России. Желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия, творческого вдохновения и искренней благодарности ваших воспитанников!» - обратился к собравшимся Сергей Колиух.

В ответном слове Альбина Золотарева, народный учитель РФ, директор Центра дополнительного образования для детей «Реальная школа» отметила, что за последние годы образованию стало уделяться больше внимания. В год 425-летия Воронежа в городе впервые за 5 лет открылась общеобразовательная школа. Кроме того, активно идет процесс возвращения детских садов в систему муниципального образования, а в действующих появляются новые группы.

Как стало известно ИА «Воронеж-Медиа» из сообщения информационно-аналитического управления мэрии, глава города подчеркнул, что благодаря совместным усилиям городской, региональной и федеральной властей решаются вопросы по строительству школ, благоустройству пришкольных территорий, ремонта и оснащения образовательных учреждений по последнему слову строительных и информационных технологий. Кроме новой школы на ул. 9 Января в этом юбилейном году введены в эксплуатацию 2 детских сада, современные пришкольные стадионы, физкультурно-оздоровительный комплекс при учреждении допобразования.

«А в начале следующего года в Северном жилом районе будет открыта еще одна школа на 22 класса», - сообщил Сергей Колиух.

В ходе приема педагоги смогли задать главе города интересующие их вопросы и обсудить перспективы развития сферы образования на 2011 год. Далее торжественные мероприятия продолжились в городском Дворце творчества детей и молодежи, где для педагогов был организован праздничный концерт.

****

День учителя - профессиональный праздник всех работников сферы образования - был учрежден ЮНЕСКО в 1994 году. Обычно отмечается в первое воскресенье октября. В России до 1994 года, по указу Президиума Верховного Совета СССР от 1965 года, День учителя также отмечался в первое воскресенье октября. По указу Президента РФ от 3 октября 1994 года День учителя отмечается в России 5 октября.

В одном 2011 году воронежские педагоги воспитали 28 стобалльников на едином государственном экзамене, трех победителей и 15 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 201 золотого и 199 серебряных медалистов. Кроме того, в конкурсах «Учитель года», «Педагог-психолог» и «Самый «классный» классный» приняли участие более 80 педагогов из 72 общеобразовательных учреждений города. Заслуги педагогов оценены наградами и званиями. 100 работающих педагогов города носят почетное звание «Заслуженный учитель РФ», более 1100 педагогических работников имеют знак «Отличник народного Просвещения» и «Почетный работник общего образования», 46 человек имеют звание «Заслуженный тренер РФ» и «Заслуженный тренер СССР».

 

05.10.2011
Калининград.Ру
Калининградец выиграл «золото» на международной олимпиаде по физике в Бангкоке

Международная олимпиада школьников по физике проходила в Таиланде.

Все пятеро участников российской сборной вернулись домой с медалями. Лев Арзамасский (Калининград) с золотой, Никита Сопенко (Тамбов), Данила Паринов и Егор Шель (оба учащиеся СУНЦ МГУ им. Ломоносова) с серебряными, Роман Асташкин (г. Королев Московской области) с бронзовой.

Соревновательные дни были сложными и напряженными, но уровень подготовки участников оказался очень высоким. «Мы опасаемся, что в будущем ситуация может ухудшиться, цитирует слова замруководителя нашей сборной, замдекана факультета общей и прикладной физики МФТИ, кандидата физико-математических наук Валерия Слободянина «Российская газета». Физика в школе теряет свои позиции. В этом году ЕГЭ по предмету сдавало в 4 раза меньше ребят, чем по математике. Уменьшается количество учебных часов по этому предмету. Мы щадим детей, уменьшая им нагрузку, а наши конкуренты из стран Юго-Восточной Азии, напротив, наращивают ее. А в этой науке одних способностей мало, надо много и упорно работать».

Примером может служить золотой медалист-2011 Лев Арзамасский. В 2009 году он, тогда еще девятиклассник, стал победителем международной олимпиады по физике, проходившей в Баку. Причем завоевал даже две медали: золото за всю олимпиаду и серебро за экспериментальную часть. К тем соревнованиям он готовился около года без отдыха и выходных. В 2010 году Лева стал бронзовым призером международной олимпиады по физике в Казахстане. И вот теперь успех в Бангкоке. Сейчас Лев уже студент МФТИ, как и четверо других членов сборной команды 2011 года. Лишь у Никиты Сопенко, который сейчас учится в 11 классе, студенческая жизнь еще впереди

08.10.2011
Kurskweb.ru
Администрация Курска поощрит талантливых школьников

Распоряжением Администрации Курска утвержден список особо отличившихся в учебе школьников, которым в период с 1 сентября 2011 года по 31 мая 2012 года будут выплачиваться именные стипендии главы города.

Как говорится в сообщении на сайте Администрации Курска, по 200 рублей ежемесячно будут получать 57 учащихся 8 - 11 классов - победители II этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, а также 15 юных курян, добившихся особых успехов на творческом поприще.

Единовременное денежное вознаграждение в размере 500 рублей будет выплачено 20 выпускникам муниципальных образовательных учреждений 2011 года. В их числе победители II этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, городских конкурсов по различным видам творчества.

"79 педагогам, воспитавшим талантливых учеников, установлена 10-процентная надбавка к должностному окладу", - отмечают в городской Администрации.

 

06.10.2011
Известия Мордовии (izvmor.ru)
В День учителя Глава Мордовии поздравил работников системы образования

Встречи Главы республики с педагогами Мордовии в Международный день учителя, на которых школьные работники получают заслуженные награды, стали уже нерушимой традицией. Но место встречи в этом году изменилось. Праздничное мероприятие прошло в новом здании театра оперы и балета, в красивом, торжественном зале, который своим шиком и роскошью заворожил всех, кто пришел сюда. Приятный момент: все учителя получили цветы от Главы республики.

- Этот праздник всегда был поистине всенародным. В сердце каждого из нас учитель стоит в одном ряду с самыми родными и близкими людьми. Когда мы взрослеем, учителя становятся для нас тем нравственным камертоном, с которым мы сверяем свои мысли, поступки. Я уверен, каждый из нас с особой теплотой вспоминает своих учителей, - свое выступление Н.И. Меркушкин начал с теплого обращения.

Глава республики отметил, что сегодня школа рассматривается как важнейшая составляющая политики созидания, проводимой в Мордовии. Образование - один из главных приоритетов республиканской социальной политики. А к учительству - особое внимание.

- В последние три года мы активно участвуем в программе по совершенствованию системы организации питания. Сегодня 90 % учащихся Мордовии получают горячее питание, 72 % детей обеспечиваются им по новым, самым современным технологиям, - сказал Глава. - Только в этом году по итогам федеральных конкурсов республика дополнительно получила более 105 миллионов рублей, которые направлены на приобретение нового оборудования и повышение квалификации учителей. Для нас этот успех важен, он говорит об умении конкурировать с другими регионами страны и о способности добиваться победы в этой конкурентной борьбе.

Особую актуальность имеют вопросы, связанные с повышением социального статуса учителей, обеспечением достойной зарплаты.

- По инициативе партии «Единая Россия», Председателя Правительства РФ В.В. Путина, при поддержке Президента Д.А. Медведева начата масштабная модернизация общего образования, которая направлена прежде всего на повышение реальной заработной платы и существенное улучшение учебно-методической базы учебных заведений. С начала учебного года заработная плата школьных учителей уже повышена, в ближайшее время она повысится до уровня средней зарплаты по экономике, уже на будущий год решим эту задачу. А с октября будет повышена зарплата тем, кто не попал под первое повышение. Это работники детских садов, которых ожидает повышение зарплаты на 30%, а также технический и административный персонал, чья зарплата повысится на 13%. А еще в прошлом году в республике принят ряд мер по стимулированию результативно работающих педагогов, чьи ученики завоевали призовые места на республиканских, российских, международных олимпиадах. Ежемесячные надбавки к зарплате у них составляют от 5 до 50 тысяч рублей. Сегодня в Мордовии такие надбавки получают 73 человека. А в других регионах подобной формы поддержки нет, - сообщил Н.И.Меркушкин.

Кстати, об олимпиадах. В олимпиадных состязаниях всех уровней, начиная со школьного, в прошлом учебном году участвовало 70% школьников. На заключительный этап всероссийской олимпиады ездили 69 учащихся - в полтора раза больше, чем в предыдущем году. 2 мордовских школьника стали победителями российской олимпиады по технологии, еще 12 - призерами по праву, обществознанию, английскому, русскому языку, географии, ОБЖ, биологии, экологии.

- Их успех - результат вашей кропотливой повседневной работы, вашего исключительно ответственного и творческого отношения к делу, - сказал Н.И. Меркушкин в адрес учителей.

Один из тех педагогов, чьи ученики регулярно завоевывают призовые места, - Валентина Владимировна Церковнова, учитель истории и обществознания Саранской школы №41. За последние 3 года она подготовила 32 победителя и 26 призеров олимпиад различного уровня, в том числе 1 победителя и 8 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады по праву и обществознанию. В День учителя В.В. Церковнова награждена орденом Славы III степени - высшей государственной наградой Мордовии.

Орден Славы III степени присужден также М.Е. Голикову - директору Саранского политехнического техникума. Это учебное заведение, которое до недавнего времени существовало в статусе профлицея, стало первым учреждением профессионального образования Мордовии, которое в рамках нацпроекта «Образование» получило федеральный грант. Сегодня здесь создана современная база по подготовке высококвалифицированных работников для современного производства.

6 школьных учителей в этот праздничный день получили гранты Президента в размере 200 тысяч рублей. Еще 25 учителей - гранты Главы республики по 50 тысяч рублей. Республиканские гранты по 50 тысяч рублей вручены и двум мастерам производственного обучения.

Обладателями грантов Главы республики стали также 5 школ Мордовии, которые получили по 500 тысяч рублей, и 2 учреждения профессионального образования: профлицей №19 и Саранский автомеханический техникум - им выделено по 2 миллиона рублей.

Учитель биологии Рузаевского лицея №4 Г.К. Хрулина и коллектив лицея №43 Саранска удостоены Благодарности Президента России.

Высокого звания «Народный учитель Республики Мордовия» удостоен директор Саранского лицея №4 Борис Егорович Иванов, чей педагогический стаж составляет 45 лет, 25 из них он работает директором школы.

- Сегодня вы, уважаемые педагоги, вносите огромный вклад в воспитание молодого поколения, формируете в школьниках трудолюбие, инициативность, способность творчески мыслить, ориентируете на достижение успеха, наполняете их духом патриотизма, - обратился Глава республики к учителям. - Вы плодотворно участвуете в общественно-политической жизни республики, укреплении духовности, атмосферы согласия и созидания. А Мордовия в последнее десятилетие зарекомендовала себя стабильным регионом, для которого характерна высокая политическая надежность и деловой созидательный настрой. Сегодня результат нашей сплоченности работает на республику. Мы создаем основу, которая потом будет служить людям долгие десятилетия. Театр, в котором мы находимся, - один из тех объектов, создание которых стало возможным благодаря важной дате - 1000-летию единения.

 

06.10.2011
PГ.РУ
Международная олимпиада по математике собрала школьников из 101 страны

Рыцари царицы наук 52-я Международная математическая олимпиада в июле этого года в Астердаме вновь оказалась самым массовым соревнованием талантливых ребят - 564 школьника из 101 страны.

Все участники нашей сборной завоевали медали: Михаил Григорьев (Казань) и Алексей Пахарев (Ульяновск) получили золото, Ольга Бурова (Москва), Дмитрий Егоров, Дмитрий Крачун (оба - Санкт-Петербург) и Александр Циглер (Магнитогорск) - серебро. Причем Дима Егоров участвовал и в олимпиаде по информатике, где тоже стал серебряным призером.

Участники отметили прекрасную организацию олимпиады в Амстердаме, стильные церемонии открытия и закрытия легкую акклиматизацию. От самочувствия и собранности во многом зависит результат. Например, готовя ребят к ММО в 2007 году, которая проходила во Вьетнаме, наставники сборной загодя изменили режим дня подъем в пять утра по "вьетнамскому времени" и сразу занятия. На месте на привыкание к новому часовому поясу усилий не потребовалось. Возможно, отчасти именно поэтому в тот год и заняли первое место в неофициальном командном зачете.

- Не было случая, чтобы кто-то из наших участников возвращался с ММО без медали, - рассказывает многолетний руководитель национальной сборной Назар Агаханов. - Выбор талантов - финалистов Всероссийской олимпиады, всегда большой.

Успешно работу с одаренными школьниками ведут в Санкт-Петербурге, в последние годы резко прибавили в результатах Москва и Татарстан. Но талантливые юные математики появляются в разных регионах России. Так, золотые медали на ММО завоевывали также школьники из Белгорода, Долгопрудного, Екатеринбурга, Кирова, Омска, Оренбурга, Саратова, Снежинска.

 

06.10.2011
PГ.РУ
Россияне получили 26 медалей на международных школьных олимпиадах

Российские выпускники по-прежнему в числе лидеров международных предметных олимпиад

Соревнования талантливых школьников - их путь в большую науку Фото: Архив "РГ"

На шести прошедших в этом году международных школьных олимпиадах российские национальные сборные завоевали 11 золотых, 11 серебряных и 4 бронзовые медали, были в числе лидеров и в неофициальных командных зачетах. Эти ребята - настоящий золотой фонд страны, будущие талантливые ученые и специалисты.

Олимпийские надежды

Сила разума и знаний всегда ценилась не меньше, чем достижения атлетов: международные состязания способных математиков, в том числе и школяров, были известны с древности. В современном мире их стали проводить в конце XIX века, еще до возрождения спортивного олимпийского движения. А настоящий расцвет олимпиад знания начался после Второй мировой войны в социалистических странах - это был один из способов объединить талантливую молодежь без политической риторики.

В чью светлую голову пришла эта идея, неизвестно, но в 1959 году в Румынии состоялась первая Международная математическая олимпиада школьников из социалистических стран. Однако вскоре к ним присоединились и сверстники стран Запада - идея оказалась заразительнее страха перед "коммунистическим влиянием". Сегодня в международном олимпийском движении школьных "умников и умниц" участвует более ста стран, включая и развивающиеся из Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Вслед за олимпиадами по математике стали проводиться и другие предметные соревнования - по физике, химии, биологии, а позже - и по информатике, географии, астрономии, а также естественно-научные олимпиады юниоров - школьников младших классов.

Самой массовой по-прежнему остается Международная математическая олимпиада (ММО), в ней участвуют сборные более чем из 100 стран. СССР начал участвовать в них начиная с третьей ММО, а новая Россия - с 1992 года, тогда олимпиада проходила в Москве. Поначалу результаты наших школьников не отличались стабильностью, но в пятерку лидиров стран они входили почти всегда.

В последние годы наши сборные часто занимают первые-вторые-третьи места в неофициальных командных зачетах. Высокий уровень сборных поддерживается прежде всего тем, что отбор лучших из лучших идет по результатам Всероссийских школьных олимпиад, которые в нашей стране стали поистине массовыми - в них участвуют миллионы ребят. Второй важный фактор - постоянная поддержка этого движения государством. Ведь олимпиады - это не только увлечение и способ проверить себя для ребят, но и подготовка будущих высококвалифицированных кадров.

Большинство школьников-олимпийцев - это яркие творческие личности. Они поступают в лучшие ВУЗы страны, приходят в науку, на высокотехнологичные производства, а в последние годы - и в бизнес. И еще одно важное отличие: почти все участники финалов Всероссийских и международных предметных олимпиад и в институтские годы, и позже продолжают в душе оставаться "олимпиониками" - занимаются со способными детьми, преподают, готовят их к новым состязаниям.

Конкуренция растет

Регламент проведения олимпиад по разным предметам различен. Однако все они требуют от участников творчества и самостоятельного мышления.

- Все задачи для туров олимпиады придумываются специально, - рассказывает руководитель национальной сборной по математике с 1995 года, президент ММО, доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов. - И для их решения требуется не просто большой багаж знаний, а умение творчески мыслить, создавать новые для себя логические конструкции. Участник олимпиады должен, по сути, сделать небольшое научное открытие.

- В последние годы второй по популярности после математической стала Международная олимпиада по информатике, - говорит научный руководитель сборной команды России по информатике, председатель центральной предметно-методической комиссии по информатике Всероссийской олимпиады школьников Владимир Кирюхин. - В первой олимпиаде в 1989 году участвовали только 13 стран, а на последней уже 78. Конечно, обострилась и конкуренция в борьбе за золотые медали. Интернет существенно расширил возможности одаренных школьников при подготовке к олимпиадам. Там можно найти и материалы для теоретической подготовки, и большие коллекции олимпиадных задач с возможностью проверки их решений в автоматическом режиме, и возможность общаться с медалистами олимпиад из разных стран мира.

На международных олимпиадах все активнее рвутся вперед азиатские страны, особенно Китай. В числе лидеров, кроме нашей страны, также США, Южная Корея. Но стремятся к улучшению результатов и другие страны. Для многих из них победы в школьных олимпиадах - это вопрос национального престижа. Поэтому китайские сборные, к примеру, "натаскивают" своих школьников на решение олимпиадных заданий в течение полугода, а сборные Ирана - целый год.

- Я лично считаю, что так делать не надо, - говорит председатель оргкомитета ВШО, ректор ГУ МФТИ, член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев. - У нас более гуманная система подготовки, чтобы дети развивались гармонично. Не говоря уже о том, что на дополнительные подготовительные сборы нужны средства, а мы не можем их увеличить даже на неделю, хотя это было бы правильно.

- Обращает на себя внимание тот факт, что страны Юго-Восточной Азии активно перенимают нашу систему образования, переводят для себя наши школьные учебники, пособия для педагогов, увеличивают предметную нагрузку в школах, - делится наблюдениями заместитель руководителя национальной сборной по физике, доцент кафедры общей физики ГУ МФТИ Валерий Слободянин. - А мы в старших классах нагрузку по физике, например, сокращаем. На мой взгляд, это опрометчиво - будем терять талантливых ребят.

- Но дело не только в подготовке, - считает Назар Агаханов. - Конечно, участник сборной должен привыкнуть к стилю олимпиадных задач, овладеть определенным багажом приемов их решения. Но все равно намного большую роль играет творческий потенциал юноши или девушки, который формируется их личными способностями, олимпиадными традициями и общим уровнем образования в стране.

Круг друзей

Все, кому посчастливилось побывать на международных олимпиадах, отмечают их прекрасную атмосферу дружбы и творческого общения ребят из разных стран. В последние годы у наших олимпиоников, отмечают тренеры, резко вырос уровень языковой подготовки. Они практически свободно общаются на английском со сверстниками,

- Многие ребята постоянно общаются по Интернету, и страшно радуются, когда видят друг друга, - улыбается руководитель национальной сборной по биологии, заведующий кафедрой преподавания биологии, географии и экологии МГОУ профессор Глеб Швецов. - Так что олимпиады - это не только соревнование, но и способ объединить молодых людей.

- Наши сборные из года в год показывают стабильно высокие результаты по многим олимпиадам, - подытоживает Николай Кудрявцев. - В один год у нас больше золотых наград, в другой - больше серебряных, но без медалей мы не остаемся.

Совершенно очевидно, что нашим ребятам, их педагогам и тренерам придется прикладывать больше усилий в подготовке, ведь главное - поддержать реноме страны. Чтобы помочь им, возможно, стоило бы создать благотворительный фонд поддержки наших будущих медалистов - золотого запаса страны. "Серьезно этим никто не занимался, но идея очень хорошая, мы в оргкомитете ее обдумаем", - оценил предложение "РГ" Николай Кудрявцев.

официально

Елена Низиенко, директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ:

- Международные олимпиады - это вершина олимпиадной пирамиды, так как именно здесь собираются наиболее талантливые дети из большинства стран мира. Результаты, показанные школьниками на таких соревнованиях, говорят об общем уровне образования в стране и готовности этих стран создавать и воспроизводить новые технологии. Не случайно в государствах, стремящихся занять лидирующие экономические и политические позиции в мире, придается большое значение как развитию национальных предметных соревнований школьников, так и успехам своих команд на международных олимпиадах.

Поскольку конкуренция на международных олимпиадах становится все более жесткой, стабильность выступления команд России, успехи наших школьников бесспорно заслуживают самой высокой оценки. Сам факт, что все члены сборных команд не возвращаются домой без олимпийских медалей, подтверждает конкурентоспособность образования нашей страны и дает уверенность в том, что в стране подрастает достойная смена, способная обеспечить успешное развитие нашей страны.

В настоящее время Россия готовится принять в Москве в 2013 году международную олимпиаду по химии. Это большая честь для нашей страны и одновременно дань уважения нашим отечественным традициям. Путь к Олимпу тернист и труден. Я желаю всем, кто вовлечен в олимпиадное движение, удачи и новых побед в новом учебном году!

06.10.2011
PГ.РУ
Во Всероссийской олимпиаде участвует рекордное количество школьников

В этом году рекордное количество участников зарегистрировано на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников - около 7 миллионов человек. О том, почему так популярно это интеллектуальное соревнование, корреспондент "РГ" беседует с директором департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Еленой Низиенко.

Российская газета: Елена Леонидовна, Всероссийская олимпиада школьников - наше уникальное изобретение. С чего все начиналось?

Елена Низиенко: Олимпиады начались в России еще в ХIХ веке. Впервые проводило такую олимпиаду для учащейся молодежи Астрономическое общество Российской империи. В дальнейшем олимпиады получили развитие в 60-е годы ХХ века, когда начался бурный технический прогресс. Наступила эпоха физиков и лириков, появились олимпиады по математике, физике, биологии и химии. Лирики обиделись и стали требовать олимпиаду по гуманитарным дисциплинами. Так в цепочке появились олимпиады по литературе и истории. Начало эпохи постсоветских олимпиад связано с 1991 годом. Произошло второе рождение олимпиадного движения, перечень трансформировался, стало ясно и понятно, что нужно искать талантливых детей в новых областях знаний. Появилась олимпиада по предпринимательству, по экологии.

РГ: Что такое олимпиадное движение сегодня?

Низиенко: Сейчас это не просто интеллектуальное соревнование. Это массовое явление. В этом году у нас более 7 миллионов участников на самом первом, школьном этапе. А всего 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В перечень входят все предметы учебного плана.

РГ: Мы знаем, что победа на заключительном этапе Всероссийской олимпиады приравнивается к 100 баллам ЕГЭ по профильному предмету . А зачем олимпиада тем, кто еще не заканчивает школу?

Низиенко: В самом начале такие интеллектуальные соревнования и правда были только для старшеклассников. Но время показало, что надо "спускать" их ниже. С моей точки зрения, Всероссийская олимпиада школьников - центральное звено в системе выявления талантливых детей России. На школьном этапе участвуют все классы, начиная с пятого. Это возможность уже с пятого класса увидеть "звездочек", которых надо растить и сопровождать. Город должен организовать систему их сопровождения. Кто-то привлекает дополнительное образование, кто-то работает внутри школы. Учителям тоже есть смысл перестроить работу, если у них в классе сидит юный вундеркинд. И задача администрации - научить учителей работать с этим ребенком в общем детском коллективе. Это задачи и школы, и муниципальной методической службы, и системы повышения квалификации. К семиклассникам, которые отлично себя показали на соревновании, впору приглядеться и школам для одаренных, и ВУЗам. Если это сельские ребята, а таких достаточно среди талантов, надо подключать дистанционные программы образования.

РГ: Как контролируется Всероссийская олимпиада, есть ли наблюдатели, как на ЕГЭ?

Низиенко: Конечно. Есть центральный оргкомитет, где всего два чиновника. Все остальные - преподаватели ВУЗов, те, кто готовит международные сборные. ВУЗы очень заинтересованы в том, чтобы получить качественных студентов. Там здоровая конкуренция, этим и обеспечивается качество. Важный момент - открытость. У нас есть сайт, где практически в онлайн режиме появляются результаты олимпиад по каждому предмету

 

06.10.2011
PГ.РУ
Все участники из РФ взяли медали на международной олимпиаде по физике

С видом на Нобелевскую Международная олимпиада школьников по физике проходила с 10 по 18 июля в Бангкоке (Таиланд). Все пятеро участников нашей сборной вернулись домой с медалями. Лев Арзамасский (Калининград) - с золотой, Никита Сопенко (Тамбов), Данила Паринов и Егор Шель (оба - учащиеся СУНЦ МГУ им. Ломоносова) - с серебряными, Роман Асташкин (г. Королев Московской области) - с бронзовой.

Соревновательные дни были сложными и напряженными, уровень подготовки участников оказался очень высоким, отмечают наши олимпионики. Хорошо, что их подготовка тоже оказалась на высоте.

- Мы опасаемся, что в будущем ситуация может ухудшиться, - отмечает заместитель руководителя нашей сборной, заместитель декана факультета общей и прикладной физики МФТИ, кандидат физико-математических наук Валерий Слободянин. - Физика в школе теряет свои позиции. В этом году ЕГЭ по физике сдавало в четыре раза меньше ребят, чем по математике. Уменьшается количество учебных часов по этому предмету. Мы щадим детей, уменьшая им нагрузку, а наши конкуренты из стран Юго-Восточной Азии, напротив, наращивают ее. А в этой науке одних способностей мало, надо много и упорно работать.

Примером может служить золотой медалист-2011 Лев Арзамасский. В 2009 году он, тогда еще девятиклассник, стал победителем международной олимпиады по физике, проходившей в Баку. Причем завоевал даже две медали: золото - за всю олимпиаду и серебро - за экспериментальную часть. К тем соревнованиям он готовился около года - без отдыха и выходных. В 2010 году Лева стал бронзовым призером международной олимпиады по физике в Казахстане. И вот теперь успех в Бангкоке. Сейчас Лев - уже студент МФТИ, как и четверо других членов сборной команды 2011 года. Лишь у Никиты Сопенко, который сейчас учится в 11 классе, студенческая жизнь еще впереди.

- Нет, совсем не трудно, - удивился Лев на вопрос "РГ", не трудна ли жизнь первокурсника. - А разве должно быть трудно?

Впрочем, так же он отвечал и на вопросы калининградских журналистов о том, трудные ли были задачки на олимпиаде. Отмечал только высокий уровень подготовки соперников. Ощущал ли себя звездой, когда вернулся в свой родной город из Бангкока?

- Ну, наверное, - не смущается Лев.

Обыкновенный студент - любит рок и хип-хоп, смотрит модные фильмы, хочет заниматься наукой. А может быть, когда-нибудь станет и Нобелевским лауреатом.

06.10.2011
PГ.РУ
Николай Кудрявцев: В этих соревнованиях участвуют самые одаренные дети России

Система олимпиад "дышит" и меняется, но есть школы, которые стабильно выпускают новых Ломоносовых.

Всероссийские школьные олимпиады - одно из важнейших достояний отечественной системы образования. Они дали путевку в жизнь многим поколениям ученых, преподавателей, специалистов. Об итогах последних олимпиад и перспективах их развития "РГ" рассказал председатель оргкомитета ВОШ ректор Государственного университета - Московского физико-технического института, член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев.

Российская газета: Николай Николаевич, не так давно было принято новое положение о Всероссийских школьных олимпиадах. Отразилось ли это на составе участников, на результатах?

Николай Кудрявцев: Да, действительно, произошли некоторые изменения в регламенте проведения олимпиад. Прежде было пять туров, теперь лишь четыре: первый - школьные олимпиады, в которых принимают участие около 7 миллионов ребят, второй тур - районный, затем областной и, наконец, заключительный - всероссийский. Олимпиады проводятся по 21 предмету. В последнем всероссийском туре участвуют примерно 4,5-5 тыс. школьников.

РГ: Значит, все обошлось без организационных сложностей?

Кудрявцев: Для оргкомитета прошедший год был несколько нервным. Возникали задержки с поступлением финансовых средств в ВУЗы, в которых проводились олимпиады, из-за ФЗ N 94. И я очень благодарен тем людям, которые, несмотря на сложности, это все-таки сделали, министерству образования и науки, региональным администрациям, которые подключились и работали в напряженном режиме, чтобы олимпиады состоялись.

РГ: Меняется ли уровень подготовки школьников, участвующих в олимпиадах?

Кудрявцев: В них участвуют самые одаренные дети России, особенно если говорить о третьем и четвертом турах, поэтому их уровень высокий стабильно.

РГ: Победители Всероссийских олимпиад имеют важную льготу - могут вне конкурса поступать в институты. Ходят разговоры, что из-за них не могут поступать в престижные ВУЗы другие выпускники школ, не участвующие в олимпиадах.

Кудрявцев: На самом деле эту льготу имеет очень мало ребят - победители и призеры финального тура, всего примерно 1,5 тыс. Это капля в море по сравнению с олимпиадами, которые проводят ВУЗы победа там дает аналогичную льготу. Там цифры минимум раз в 10 больше.

РГ: А сколько олимпиоников вы приняли в Физтех в этом году?

Кудрявцев: Из года в год около четверти победителей Всероссийских олимпиад по математике и физике идут к нам. Это самые лучшие наши студенты.

РГ: Как складываются судьбы победителей олимпиад ?

Кудрявцев: Бывшие победители, как правило, отлично учатся, идут в науку, сами преподают. У нас при университете есть центр работы с одаренной молодежью, там студенты и аспиранты из числа олимпиадников активно работают. Еще есть заочная физико-техническая школа, они и там занимаются с детьми. И, кстати, директор этой школы Артем Воронов - в прошлом золотой медалист международной олимпиады по физике.

РГ: В проекте новых правил приема в ВУЗы есть пункт о том, что победители олимпиад смогут использовать свою льготу для поступления только в один ВУЗ, а в другие будут поступать на общих основаниях. Как вы считаете, это справедливо?

Кудрявцев: Честно говоря, разрешение одновременно подавать документы в разные ВУЗы и на разные факультеты очень осложняет работу приемной комиссии. Несколько опций, конечно, создают для поступающих более комфортную среду. Но когда ребята, а точнее сказать, их родители, начинают метаться из ВУЗа в ВУЗ, абитуриент полностью теряет ориентир,он уже сам не знает, чего хочет.

РГ: А какие предметные олимпиады сегодня самые популярные?

Кудрявцев: Число участников по всем предметам примерно одинаково. Отрадно, что в последнее время интерес молодежи к точным наукам опять растет и это связано с большими инновационными достижениями последнего времени во всем мире, в том числе и с Нобелевской премией наших выпускников Андрея Гейма и Константина Новоселова. Понятие "точные науки" сейчас необходимо уточнить, ведь и в биологии сегодня столько математики, да и медицина активно ее применяет. Эту тенденцию мы четко чувствуем - все последние годы конкурс в наш технический ВУЗ растет.

РГ: Как и в большом спорте, успехи финалистов Всероссийской олимпиады и наших национальных сборных на олимпиадах международных зависят от общего уровня преподавания этих предметов в школе. Как бы вы оценили этот уровень?

Кудрявцев: Если посмотреть на то, кто доходит до финалов Всероссийской олимпиады, до национальных сборных, то это география всей страны. Многие регионы участвуют в этом, но это всегда ребята из определенных городов, от определенных учителей. Система "дышит", в чем-то меняется, но есть школы, которые стабильно дают участников и победителей из года в год. Это говорит о том, что главное - наличие талантливых, увлеченных педагогов. Я абсолютно уверен, что все дети одарены, что таланты есть в любой школе. Несомненно, надо поднимать уровень школьного преподавания.

РГ: Как вы думаете, надо ли что-то менять в самой организации олимпиад, в системе подготовки ребят?

Кудрявцев: Система школьных олимпиад сложилась во второй половине ХХ века. Я бы сказал, она народная, сформировалась снизу. В такой большой системе что-то резко менять не стоит, можно наломать дров. Но, мне кажется, стоило бы распространить право на внеконкурсное поступление в ВУЗы на победителей и призеров третьего тура Всероссийских олимпиад - областных и краевых. Это тоже ребята очень высокого уровня подготовки, они уже все доказали, и им не надо ни дополнительных испытаний, ни ЕГЭ. Они - готовые студенты, мы это знаем по своему ВУЗу. А такая их оценка сильно мотивировала бы и учителей, которые их готовят, и в целом школьное образование выиграло бы. Участники школьных олимпиад - это наша общая надежда. И надо, чтобы их число росло, а знания и умения непрерывно совершенствовались в ногу со временем.

06.10.2011
PГ.РУ
Международная олимпиада по информатике стала самой успешной для РФ

Сборная по информатике после церемонии открытия олимпиады

Международная олимпиада школьников по информатике 2011 года проходила с 22 по 29 июля в Паттайя (Таиланд). Она стала для нашей команды наиболее успешной за последние десять лет, ребята завоевали четыре медали. Павел Кунявский (Саратов) и Александр Тимин (Москва) получили "золото", а Дмитрий Егоров и Егор Суворов (оба из Санкт-Петербурга) - "серебро".

- Дело даже не в количестве медалей, а в их качестве, - уверен научный руководитель нашей сборной доцент кафедры информатики и процессов управления Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Владимир Кирюхин. - На большинстве олимпиад общее число медалей не превышает половины от числа участников, причем из них лишь 1/6 часть - золотые. Например, на олимпиаде по информатике их было всего 27. Поэтому каждая золотая медаль имеет, если так можно сказать, различную пробу: одно дело, когда участник получает ее за первое место, и совсем другое - за 27 место. Так вот, в этом году в пятерке лучших школьников мира - двое россиян. Третий результат показал Павел Кунявский, который уступил абсолютному чемпиону всего 2 балла (598 баллов из 600), а замкнул эту пятерку Александр Тимин из Москвы (567 баллов из 600).

Конечно, олимпиада по информатике - это индивидуальное соревнование. Но о силе команды в целом можно судить по суммарному количеству баллов. По этому показателю команда России оказалась на втором месте после Китая. Устоял в этом году и своеобразный рекорд - российские школьники становились чемпионами мира на пяти международных олимпиадах по информатике из 23.

Обостряется конкуренция в борьбе за "золото". Если на первых олимпиадах безусловными лидерами были команды России, Китая, Болгарии, Южной Кореи, то сейчас сильно выступает команда США, золотые медали начали получать школьники из Хорватии, Японии, Бразилии... О высокой конкуренции говорит то, что по итогам первого тура 17 участников набрали 300 баллов из 300 возможных. В этих условиях должна меняться и методика работы с талантливой молодежью. Если раньше их подготовка полностью зависела от квалификации педагогов и тренеров, то сейчас возрастает роль самостоятельной подготовки. А роль учителя и наставника - познакомить его с имеющимися в Интернете ресурсами, научить пользоваться ими.

- Особые позиции у ведущих университетовстраны и ИТ-компаний, - считает Владимир Кирюхин. - Требовать от школьного учителя освоения всех разделов программы подготовки к международным олимпиадам в полном объеме нереально. Если опыт сотрудничества школ и университетов уже есть, то сотрудничество с отечественными ИТ-компаниями только начинается. Например, в этом году компания ABBYY, мировой лидер в области распознавания и ввода документов, лингвистики и перевода, активно поддержала сборную команду России и начала вовлекать победителей и призероволимпиады в свою научную деятельность. Это говорит, что в России есть все предпосылки для улучшения результатов на международных олимпиадах.

- На олимпиаде все ребята подготовлены примерно одинаково, - рассказал "РГ" золотой медалист-2011 Павел Кунявский. - Главное - собраться с силами и справиться с разницей в часовых поясах. Я сам от себя не ожидал таких результатов. Буду ли помогать другим ребятам готовиться к следующим олимпиадам? Думаю, да, ведь олимпиада - это даже не увлечение, это диагноз на всю жизнь.

06.10.2011
PГ.РУ
Россия завоевала четыре медали на Международной химической олимпиаде

Сборная по химии после удачного выступления в Турции .

На 43-й Международной химической олимпиаде в Анкаре (Турция) наша сборная в июле "взяла" четыре медали: Илья Устинович (Магнитогорск), Максим Козлов (Димитровград Ульяновской области) и Кирилл Петрюков (Санкт-Петербург) - золото, Иван Куманяев (Москва) - серебро. В неофициальном командном зачете у нас третье место.

- В 2005 году мы придумали проводить отбор команды по "внутренним" олимпиадам, напоминающим международные, - рассказывает руководитель команды с 2001 года, профессор химического факультета МГУ, доктор физико-математических наук Вадим Еремин. - Предыдущие заслуги не учитывались: кто выиграл отборочную олимпиаду, тот и поедет на международную. Как правило, ребята поддерживали свой высокий уровень.

Победители международных олимпиад поступают в университеты и остаются в науке. Так, в прошлом году призеры олимпиады 2002 года Илья Глебов и Игорь Седов защитили кандидатские диссертации. В этом году на очереди Александр Белов, золотой медалист 2003 года.

В 2013 году Международная химическая олимпиада школьников пройдет в Москве, в МГУ. Уже практически готовы задачи новой олимпиады, осталось только найти средства на ее проведение.

05.10.2011
Рамблер-Новости (news.rambler.ru)
Минобрнауки развело олимпийцев в правах

На сайте Минобрнауки опубликован проект приказа об утверждении нового порядка проведения олимпиад школьников. Как рассказали «Газете.Ru» в Российском союзе ректоров, документ, по сути, не содержит никаких новаций, кроме одной: министерство урезало льготы для поступления призеров в ВУЗы.

Если раньше победители российских олимпиад школьников имели право подать документы в пять ВУЗов на пять направлений в каждый (всего получается пятнадцать направлений), то новые правила разрешают им подавать документы лишь в один ВУЗ и только на одно конкретное направление.

Победители этих олимпиад «могут воспользоваться предоставленным им правом однократно при подаче заявления о приеме в одно образовательное учреждение среднего профессионального или высшего профессионального образования на одно направление подготовки (специальность) по выбору поступающего. В иные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования указанные лица вправе поступать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации», говорится в проекте приказа.

В настоящее время в России проводится несколько видов олимпиад для школьников. Нижний уровень это так называемые инициативные олимпиады, которые время от времени проходят в большинстве школ. Инициаторами их проведения являются администрация школы или отдельные учителя. Такие олимпиады не дают никаких преференций, кроме повышения внутришкольной репутации ученика. Высший уровень это олимпиады, одобренные Минобрнауки и получающие финансовую поддержку государства: российские олимпиады школьников, вошедшие в перечень, который ежегодно утверждает Российский совет олимпиад школьников (РСОШ), они проводятся под патронажем Российского союза ректоров, а так же Всероссийская олимпиада школьников, которую курирует Минобрнауки. Победители этих олимпиад получают льготы при поступлении в ВУЗ. До настоящего времени эти льготы были равноценными, различался лишь порядок предоставления документов. Если победители Всероссийской олимпиады шли в любом случае вне конкурса и без экзаменов, то призерам российских олимпиад школьников льготы предоставлялись по решению ВУЗа либо в качестве поступления без экзамена, либо учебное заведение засчитывало призерам 100 баллов по профильному ЕГЭ.

Сокращение квот для олимпиадников было ожидаемым: с таким предложением в прошлом учебном году на одном из заседаний союза ректоров выступил глава МГУ Виктор Садовничий он же является председателем РСОШ. Однако никто не ожидал, что предложение распространится только на один вид олимпиад, тогда как призеры другого по-прежнему будут иметь право подавать документы в пять ВУЗов. Поэтому приказ Минобрнауки озадачил Российский союз ректоров.

О том, что готовится документ, который создаст ситуацию неравенства в правах между участниками двух влиятельных российских олимпиад, в Российском союзе олимпиад школьников (РСОШ) узнали задолго до его опубликования. Председатель организации обратился к министру образования Андрею Фурсенко с письмом, в котором попросил сделать льготы обеих олимпиад «идентичными». «Исходя из принципов единства образовательного пространства и равенства граждан, прошу Вас содействовать обеспечению идентичности применения льгот, предоставляемых победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников», написано в обращении РСОШ, которое оказалось в распоряжении «Газеты.Ru». Виктор Садовничий считает, что приказ Минобрнауки ущемляет гражданские свободы школьников. «Только на основании паритетного предоставления льгот достигается равенство граждан, участвующих в интеллектуальных соревнованиях», прокомментировал он «Газете.Ru» свою позицию.

В Минобрнауки, в свою очередь, говорят, что никакого ущемления прав и свобод нет и в данном случае имеют место нормативные несостыковки. «Изменить порядок проведения олимпиад школьников мы можем своим документом, в данном случае приказом. А все, что касается порядка проведения Всероссийской олимпиады, прописано в законе Об образовании", и мы не можем внести туда соответствующие поправки, как бы нам того ни хотелось. Позиция министерства и министра заключается в том, что льготники должны пользоваться льготой один раз независимо от оснований», сообщили в ведомстве. Сейчас рассматриваются два варианта развития событий: либо будут вноситься изменения о порядке проведения Всероссийской олимпиады в ныне действующий закон, либо нормы будут закреплены уже в новом документе, который сейчас находится в стадии обсуждения. В том, что эти изменения будут внесены, в Минобрнауки не сомневаются, но точных сроков не называют.

Однако ректорское сообщество не понимает: почему нельзя было дождаться изменений в законодательстве по Всероссийской олимпиаде, а потом уже готовить приказ о Российских олимпиадах школьников, чтобы ограничения коснулись всех олимпиад одновременно.

«Почему министерство так поспешило ввести ограничения для одной из олимпиад, в то время как вопрос со второй пока что находится в подвешенном состоянии? Не думаю, что чиновники быстро примут решение о внесении изменений в законодательство, а в том случае, если это будет отражено в новом законе, это вообще вопрос далекой перспективы», пояснил эксперт из ректорского сообщества, пожелавший остаться анонимным. По его словам, последнюю надежду представители ВУЗовских олимпиад возлагают на Минюст. «Все приказы проходят утверждение в Минюсте, и там отслеживают подобные вещи, которые создают неравноправие возможностей, а в данном случае речь идет именно об этом».

Другие эксперты считают, что ни о каком ухудшении положения призеров олимпиад речи не идет, зато данная мера очень сильно облегчит жизнь абитуриентам, которые поступают на общих основаниях.

«Льготы остаются, и человек, который имеет право на поступление вне конкурса, может выбрать за неделю, куда точно он будет поступать, и не морочить голову людям в остальных 14 конкурсах. Это элементарная мера гарантий прав остальных поступающих. Когда абитуриент приходит и перед ним 100 олимпиадников, у него создается впечатление, что он туда не попадет, хотя на самом деле все эти льготники и не собираются поступать в этот ВУЗ на данное направление», говорит ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, количество победителей российских олимпиад школьников не сопоставимо с призерами Всероссийской олимпиады, поэтому на общей картине это мало отразится.

Однако статистка РСОШ показывает, что число победителей обеих олимпиад вполне сопоставимо. Так, по данным за 2011 год общее количество участников российских олимпиад школьников составило 70 тыс. школьников, льготу на поступление в ВУЗ без вступительных испытаний, согласно решению ВУЗов, получили около 1,5 тыс. человек. «Данные показатели соизмеримы с количеством победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников: в прошлом году на поступление в ВУЗы без конкурса получили право 1,4 тысячи человек», пояснили в РСОШ.

 

04.10.2011
Экология и жизнь- научно-популярный журнал (ecolife.ru)
Декан геофака МГУ Николай Касимов: Остаточный принцип в географии не оставляет места экологии?

Из выступленя Николая Сергеевича Касимова накануне съезда учителей географии: По моему, необходимо, чтобы большее количество ВУЗов имели в составе вступительных экзаменов географию для того, чтобы абитуриенты, поступая в ВУЗ, получали эколого-географические знания, которые человеку могут дать только география и биология. Отмечу, что я против введения в общей школе предмета "Экология". Учитывая общее количество часов школьного образования, экологии нет места между биологией и географией. Необходимо, чтобы география и биология "договорились" о том, каким разделам экологии они обучают школьников. А ввод отдельного предмета "Экология" только размывает содержание как географии, так и биологии.

Полностью выступление академика Касимова:

Три дня осталось до окончания регистрации и приема тезисов на Всероссийский съезд учителей географии (7 октября). Регистрация открыта на сайте: http://geogr.teacher.msu.ru/registration. О проблемах и перспективах школьной географии рассуждает декан географического факультета МГУ, академик РАН Николай Сергеевич Касимов.

Николай Сергеевич, насколько отличается уровень знаний по географии нынешних абитуриентов от абитуриентов 10-15 лет назад? Выявляются ли какие-либо тенденции? В чем их причины, по-вашему?

Сложно судить однозначно об уровне знаний абитуриентов. С одной стороны, они несколько ниже по сравнению с уровнем подготовки поступающих в ВУЗ 10-15 лет назад. Это связано с тем, что в последние 20 лет изменилось само качество школьного образования. Преобразования носят, к сожалению, регрессивный характер. Школьная география не исключение. Кроме того, качественно снизилось то значение, которое придают данному предмету сами школьники и учителя. Поэтому значительная часть абитуриентов, поступающих на факультет, недостаточно подготовлена к тому, чтобы углубленно изучать географию. С другой стороны, есть и весьма положительный аспект, отличающий знания нынешних абитуриентов от тех знаний, с которыми приходили на факультет их предшественники 10-15 лет назад. В частности, это является следствием компьютеризации, которая сегодня охватывает все сферы общественной жизни, в том числе и школьное образование, а также не углубленное, но все же более широкое использование студентами иностранных языков, прежде всего английского.

Что, на Ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?

Современное школьное географическое образование сталкивается с целым рядом проблем. К примеру, географию в рамках программы школьного образования относят к блоку общественных дисциплин, в то время как данный предмет в своей сущности является наукой о Земле. За рубежом существует так называемая гуманитарная география, которая действительно относится к циклу общественных дисциплин. Но в условиях российского образования география на состоит из курсов, являющихся науками о Земле. Тот факт, что география в рамках школьной программы значится как общественная дисциплина, с одной стороны позволяет ей существовать в качестве школьного предмета, а с другой лишает возможности восприятия ее естественнонаучной части. Причем не воспринимаются и игнорируются не только естественнонаучные знания, но и целый ряд методов преподавания географии. К примеру, отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который в первую очередь необходимо сделать неотъемлемой составляющей школьного географического образования. Другая проблема преподавания географии в школе связана с низким уровнем качестве большинства издающихся сегодня учебников. Они крайне скучны, представляя своего рода справочники, направленные на получение так называемого инвентаризационного знания. Лично я не знаю ни одного учебника, который был бы написан красочным и живым языком. Также необходимо отметить, что многие современные учебники содержат немало устаревших знаний и даже неточностей. Именно поэтому на сегодняшний день значительное число учебников по географии не рекомендуется к изданию Российской академией наук. Третья проблема заключается в недооценке значимости как такового предмета "география" преподавание нередко ведется по остаточному принципу. По моему, необходимо, чтобы большее количество ВУЗов имели в составе вступительных экзаменов географию для того, чтобы абитуриенты, поступая в ВУЗ, получали эколого-географические знания, которые человеку могут дать только география и биология. Отмечу, что я против введения в общей школе предмета "Экология". Учитывая общее количество часов школьного образования, экологии нет места между биологией и географией. Необходимо, чтобы география и биология "договорились" о том, каким разделам экологии они обучают школьников. А ввод отдельного предмета "Экология" только размывает содержание как географии, так и биологии.

Насколько плотно факультет работает со школами? Есть ли профильные географические школы?

Да, факультет сотрудничает с рядом школ. В качестве примера могу привести Пушкинский лицей № 1500. Хотелось бы, чтобы со временем данное сотрудничество увеличило свои масштабы. Сильнейшие в плане географического образования школы выявляются в результате проведения ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по географии. В этой олимпиаде участвуют школьники практически со всей страны приблизительно из 50-60 субъектов России. Причем победителями олимпиады являются преимущественно ребята из регионов, не из Москвы. Всероссийская олимпиада крайне важна, так как из числа ее победителей впоследствии складывается та команда, которая борется за победу на Международных олимпиадах по географии. В начале 2000-х гг. участники российских команд получили ряд бронзовых и серебряных медалей. В последние годы Россия не перестает завоевывать золото: в 2008 г. обладателем золотой медали стал Алексей Фадеев, который сегодня является студентом 4 курса кафедры экономической и социальной географии России нашего факультета; в 2010 г. золотую медаль присудили Ксении Соколовой, которая также сейчас учится на нашем факультете. В этом году золотая медаль Всемирного чемпионата по географии, который проходил в Лос-Анджелесе, досталась также команде российских школьников. Причем Россия впервые одержала победу за все время проведения чемпионатов с 1993 года (соревнования проводятся раз в 2 года, прим. ред.). Столь положительная динамика не может не радовать. Такие результаты свидетельство того, что несмотря на все недостатки современного школьного географического образования, в России не мало школ, где география преподается на хорошем уровне, а также немало увлеченных географией школьников. Это потенциал для дальнейшего развития географического образования и географической науки в нашей стране.

СПРАВКА:

Всероссийский съезд учителей географии пройдет 28-29 октября 2011 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова. Подробная информация о Съезде доступна на сайте мероприятия: http://geogr.teacher.msu.ru/

Организаторами съезда являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, Русское географическое общество (РГО), Всероссийская ассоциация учителей географии (РАУГ).

 

03.10.2011
РИА Новости (rian.ru)
Всероссийская олимпиада школьников - 2012 стартовала на Ямале

МОСКВА, 3 окт - РИА Новости. Ежегодная всероссийская олимпиада среди школьников началась на Ямале, сообщает в понедельник пресс-служба губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пресс-служба поясняет, что Олимпиада проводится с целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганды научных знаний, отбора наиболее талантливых детей в состав сборных команд России для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам

Олимпиада пройдет в четыре этапа по 21 общеобразовательному предмету. Организаторами первого (школьного) этапа олимпиады являются образовательные учреждения, второго (муниципального) - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, третий (региональный) этап будет проведен департаментом образования Ямала и четвертый (заключительный) - министерством образования и науки РФ.

"Школьный этап, проходящий в октябре текущего года в общеобразовательных учреждениях среди учащихся 5-11 классов, является самым массовым основным этапом. Здесь может проявить свои умственные способности и показать полученные знания каждый желающий по любому предмету и, в случае победы, продолжить борьбу за честь школы, города, округа", - говорится в сообщении.

Победители и призеры заключительного этапа олимпиады без вступительных испытаний принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с профилем.

 

06.10.2011
Центр Электронных СМИ Московской области
Подмосковные школьники привезли с международной олимпиады по астрономии серебро и бронзу

Подмосковные ребята приняли участие в XVI Международной астрономической олимпиаде, которая проходила в г. Алматы (Республика Казахстан) с 22 по 30 сентября 2011 года.

Российские школьники привезли с соревнований четыре серебряные и одну бронзовую медаль. Две награды - на счету у жуковских школьников: Антон Афанасьев завоевал бронзу, а Вадим Сушко - серебро.

Как отметил руководитель сборной, на международных олимпиадах главное даже не столько результат, сколько общение. «На астрономической олимпиаде совершенно потрясающая атмосфера - чувствуется настоящее братство», - поделился своими впечатлениями Борис Эскин.

Он отметил, что отношения, которые ребятам удалось завязать на российской и международной олимпиадах, очень пригодятся им в будущем. «В государственных университетах Москвы и Санкт-Петербурга почти половина астрономических групп - бывшие олимпиадники. Кто-то из этих ребят обязательно станет профессиональным астрономом, а надо понимать, что астрономическое сообщество очень мало, во всем мире всего тысяч 20-30 астрономов. И отношения друг с другом они завязывают уже на олимпиадах», - сказал Борис Эскин.

Международная астрономическая олимпиада (IAO, International Astronomy Olympiad) проводится ежегодно с 1996 года в течение первых двух месяцев астрономической осени (в период с 22 сентября по 22 ноября) в обсерватории, научном исследовательском центре (городе) или институте одной из участвующих стран. Олимпиада проходит в три тура: теоретический (решение задач из области астрофизики и астрономии), наблюдательный (выполнение заданий, связанных с наблюдением небесных объектов) и практический (решение задач из области астрофизики и астрономии, необходимые данные для которых участники находят измерительным путём).

 

03.10.2011
Murman.Ru
О XIV Международной молодежной неделе информатики и программирования

Министерство образования и науки Мурманской области информирует о том, что в целях практического распространения новейших достижений в области информатики, программирования и компьютерных технологий в Санкт-Петербурге и Барнауле в период с 20 ноября по 27 ноября 2011 г. проводится традиционная XIV Международная молодежная неделя информатики и программирования (далее - Неделя информатики и программирования), включающая следующие мероприятия:

- XVI Всероссийскую олимпиаду студентов по информатике и программированию;

- XVI полуфинальные соревнования XXXVI командного студенческого чемпионата мира по программированию;

- XII Всероссийскую олимпиаду школьников по информатике и программированию.

Организаторами региональных отборочных соревнований олимпиад являются Саратовский государственный университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Рыбинская государственная авиационная технологическая академия, Уральский федеральный университет, Алтайский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский федеральный университет, Дальневосточный государственный университет.

Организаторами финального этапа Недели информатики и программирования являются Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова.

С порядком проведения, программой и регламентом Недели информатики и программирования можно ознакомиться на сайтах http://neerc.ifmo.ru, http://neerc.ifmo.ru/school.

04.10.2011
В городе N (Нижний Новгород) (vgoroden.ru)
Всероссийская олимпиада школьников началась с Приокского района

Сегодня, 4 октября, во всех школах Приокского района стартовал школьный этап Всероссийской олимпиады школьников (Всероссийские олимпиады школьников включают в себя 4 этапа: школьный, районный, региональный и российский).

Как сообщает управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода, в интеллектуальных состязаниях по географии, прошедших во всех учебных заведениях, приняли участие ученики 5-11 классов.

Олимпиады в школах Приобского района будут проходить по следующему графику:

4 октября - состязания по экологии,

5 октября - по обществознанию,

6 - по математике,

7 октября - по литературе.

Победители представят свое учебное заведение на районных олимпиадах.

07.10.2011
Тульские известия (tnews.tula.net)
В Заречье наградили лучших учеников и преподавателей

Тула. 7 октября. ТУЛЬСКИЕ ИЗВЕСТИЯ - В Зареченском районе состоялось традиционное награждение лучших учеников и педагогов, сообщили "ТИ" в пятницу в пресс-службе теруправления.

По словам собеседника издания, 100 юных зареченцев получили именные стипендии за успехи в учебе, творчестве, спорте и общественной жизни.

Среди награжденных - победитель Всероссийского игрового конкурса "КИТ" Станислав Барабанов, победитель и призер Всероссийских и областных соревнований по спортивной гимнастике Эдуард Джомидава, кандидат в мастера спорта, неоднократный призер всероссийских, областных, городских соревнований по спортивной гимнастике Ирина Мокшина и призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, победитель муниципального этапа по физике, ОБЖ, 3-кратный победитель турниров по стрельбе среди допризывной молодежи Алексей Курбатский.

Также грамоты вручили учителю начальных классов школы №28 Татьяне Шибаевой, педагогу дополнительного образования "Центра внешкольной работы" Надежде Барсуковой, преподавателю истории, обществознания и права лицея №2 Ларисе Гриневич, преподавателю математики и замдиректора по учебно-воспитательной работе школы №71 Олесе Колкановой, преподавателю физической культуры школы №55 Ольге Леоновой, заместителю заведующей по учебно-воспитательной работе детсада №7 Антонине Мониной, старшему воспитателю детсада №106 Галине Орловой, учителю начальных классов школы №29 Наталье Поликарповой, учителю начальных классов школы №71 Татьяне Филоновой и преподавателю биологии лицея №2 Игорю Чибисову.

Творческий подарок гостям преподнесли коллективы лицея №3, Зареченской детской школы искусств и танцевальная команда NEO.

05.10.2011
События Муравленко
Ямальские школьники отправились в нобелевский тур

Группа ямальских школьников отправилась сегодня, 5 октября, в образовательный тур "По памятным местам Альфреда Нобеля". До 13 октября ребята побывают в Санкт-Петербурге, Хельсинки и Стокгольме.

В северной столице они посетят памятник Нобелю на Петроградской набережной, жилой дом сотрудников Нобеля, народный дом Нобеля, особняк Людвига Нобеля. Встретятся с лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алфёровым.

В Стокгольме отправятся на могилу Альфреда Нобеля, в Технический музей и музеи Королевского дворца.

В образовательном туре примут участие победители и призеры регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников 2010 года, победители окружной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов "Ступень в будущее", сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО.

03.10.2011
События Муравленко
На Ямале началась Всероссийская олимпиада школьников

Сегодня, 3 октября, в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа началась самая массовая олимпиада школьников - Всероссийская. В ней участвуют учащиеся 5-11 классов. Она проводится в четыре этапа по 21 общеобразовательному предмету.

Организаторами первого (школьного) этапа олимпиады являются образовательные учреждения, второго (муниципального) - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, третий (региональный) этап будет проведен департаментом образования Ямала и четвертый (заключительный) - Министерством образования и науки РФ.

Победители и призеры заключительного этапа олимпиады без вступительных испытаний принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, сообщили в департаменте образования ЯНАО.