Мониторинг ВОШ 01.08.2011-22.08.2011 |
10.08.2011 Свое первенство в знании физики доказали школьники из Владивостока. На международной олимпиаде «Туймаада-2011» золотые медали взяли Артем Денисов из школы №23 и Антон Дегтяренко из школы №48. В этом году ребята перешли в 10-й класс. XVIII международная олимпиада школьников по математике, физике, химии и информатике «Туймаада2011» проходила в Якутии с 13 по 18 июля. От Владивостока на нее отправились пятеро школьников. По распоряжению главы города Игоря Пушкарева поездка ребят была полностью оплачена из городского бюджета. В приморской столице успешно реализуется муниципальная программа «Одаренные дети города Владивостока». Помимо золота с международной олимпиады наши школьники привезли и серебряные медали. Второе место по информатике заняли Илья Збань из школы №7 и Евгений Ключиков - школа №23. Бронза по математике у Алексея Евсюкова - ныне десятиклассника лицея «Технический». 03.08.2011 Российская команда одержала победу на 10-м Всемирном чемпионате по географии, завершившемся 27 июля в американском Сан-Франциско. Золотые медали получили 16-летние Александр Бондарчук, Мария Самолетова из Санкт-Петербурга и капитан команды, наш земляк Егор Шустов - ученик слюдянской школы № 4. Как рассказали в пресс-службе Русского географического общества, в соревнованиях участвовали команды 17 стран, в каждой из которых по три человека. В финале россиянам противостояли сборные Канады и Тайваня. Россия набрала 27 командных очков, Канада - 22, Тайвань - 15. Кстати, победу российская команда юных географов одержала впервые за все время проведения подобных чемпионатов с 1993 года. Уже после окончания соревнований ее руководитель Алексей Наумов, отвечая на вопросы прессы, признался, что задания в этом году были очень сложными, и не каждый профессиональный географ смог бы справиться с ними: - Например, в одном из туров каждой из команд показали животных - филина, леопардовую черепаху и дикобраза цепкохвостого. Их принесли на чемпионат сотрудники зоопарка Сан-Франциско. Животные помогли ребятам определить регионы, в которых текут названные в задании реки. Капитан российской команды Егор Шустов в ближайшее время приедет домой. Напомним, юноша пять раз участвовал в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии, два раза становился ее победителем. В одном из интервью газете «Областная» он признался, что географией увлекся с пяти лет: - Я нашел старый, еще с колониями, атлас, начал его усиленно читать, всячески изрисовывать, проводить контуры и так далее. Потом папа подарил мне малый атлас мира, и я с любопытством стал его изучать, он покупал мне специальные книги, журналы. Но для победы на олимпиаде недостаточно просто любить географию, нужно еще и серьезно работать. Егор Шустов мечтает учиться в МГУ на географическом факультете: - Я буду учиться, чтобы мое мнение было авторитетным, чтобы оно играло существенную роль в той области, в которой я буду работать. Я хочу помогать своему государству, своей области и консультировать людей, которые принимают ответственные решения. Мое призвание - это помощь государству в решении важных задач с географической точки зрения. 09.08.2011 с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми всегда была одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования и науки области. Результаты этой работы говорят сами за себя: наша область занимает пятое место в стране по числу призеров школьных олимпиад. В прошедшем учебном году во всероссийской олимпиаде школьников 51 победитель и 545 призеров - южноуральцы. Школьники области показали высокие результаты сразу в нескольких всероссийских олимпиадах, и в их числе есть магнитогорцы. Это Василя Шайдулина (школа № 36) - призер олимпиад по биологии и экологии, Александр Циглер (выпускник школы № 5 с углубленным изучением математики) завоевал «серебро» на международной олимпиаде по математике в Амстердаме, Илья Устинович (тоже школа № 5) - победитель международной олимпиады по химии, прошедшей в Турции. Особенности работы с одаренными детьми обсуждались в областном центре на пресс-конференции «Техносфера работы с одаренными детьми». Как отметила заместитель министра образования и науки области Елена Коузова, одаренные - это дети с иными образовательными потребностями, имеющие особые образовательные запросы. И одна из задач образования - в полной мере удовлетворить эти запросы. Необходимые для этого ресурсы имеются у вузов, у школ, нужно только их правильно использовать. На пресс-конференции были озвучены только три из всего множества возможных подходов. В их основе лежит использование внешкольных ресурсов, в частности ресурсов профессионального образования. Челябинский государственный педагогический университет реализует проект «Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся». Ребенок может обратиться с вопросом к специалисту, в ведении которого находится интересующая его проблема, и получить консультацию. Второе направление демонстрировал ЧелГУ на примере проекта «Специализированный учебно-научный центр «Университетские классы»: педагоги университета не только дают школьникам углубленные знания, они стимулируют и сопровождают научно-исследовательскую деятельность школьников. Третий подход - это использование последних инновационных технологий в образовательном процессе. В рамках проекта ЮУрГУ «Персонализация процесса сопровождения одаренных детей на основе использования платформы «Персональный виртуальный компьютер» на базе облачных вычислений» ребенку предлагается самостоятельно определить интересную для него область знаний. Подходы к развитию и поддержке выдающихся способностей детей могут быть самыми разнообразными, сделали вывод участники встречи, главное - обеспечить гармоничные условия для развития одаренного ребенка, не упуская из вида его индивидуальность. 05.08.2011 Минувший учебный год в Прикамье собрал щедрый урожай победителей и призёров всероссийских и международных олимпиад. 28 пермских школьников стали обладателями высших наград. Больше всего умников и умниц - в пермских школах №9 и №146. Иван Истомин, одиннадцатиклассник школы №146, стал абсолютным победителем всероссийской олимпиады по биологии, которая проходила в Белгороде в апреле. А затем ему, в числе четвёрки знатоков-биологов, было доверено представлять российское образование на Международной биологической олимпиаде. Сражаться за право зваться лучшими в мире ребята отправились на остров Тайвань - именно там в этом году проходило международное соревнование. Иван оправдал надежды: вновь стал победителем. Из Китая он вернулся с бронзовой наградой. Сейчас для молодого человека уже в прошлом школьные уроки, олимпиады... Впереди - учёба в престижном вузе. А пока он наслаждается летом, вспоминает о том, что увидел, и, конечно, мечтает о будущем. "Олимпиада международного уровня - это реальная возможность почувствовать себя настоящим учёным-биологом. Причём как теоретиком, так и практиком, - с восторгом рассказывает победитель. - Задания включали вопросы по физиологии, анатомии, генетике, химии и клеточной биологии, экологии и систематике. Меня всегда привлекали олимпиадные задачи своей непредсказуемостью и нестандартностью. Дело в том, что вопросы, которые проверяют только знания, здесь практически исключены. Важно не это, а логика мышления, аналитика. Нам предложили упражнения на умение делать выводы из предложенной информации, работать в оригинальных условиях и с интересными, нестандартными заданиями, думать рационально". За время пребывания в Китае Иван успел завести друзей. "Атмосфера была замечательная! Я встретил огромное количество интересных людей. Со многими мы успели подружиться, обсудить массу волнующих вещей. И теперь поддерживаем связь", - делится он. Вместе с Иваном готовился к олимпиаде, а потом "болел" за своего ученика заслуженный учитель России Илья Нурисламов. Первые слова благодарности ученик, конечно, адресует своему наставнику: "За всё время обучения в родной школе я всегда чувствовал поддержку учителей, школьных друзей, коллектива. Хочется сказать спасибо Илье Григорьевичу Нурисламову. Он сделал действительно много для нас: привил любовь к предмету и на протяжении всего времени обучения помогал раскрыться, помогал быть изобретателями и открывателями. И конечно, огромная благодарность нашему директору - Александру Алексеевичу Корзнякову - и всем учителям. Ведь радость испытываешь не только от результата, но и от процесса обучения. А процесс был замечательный". Выпускник 146-й школы решил связать будущее с техническими и естественнонаучными дисциплинами. "Интерес к биологии, конечно, никуда не ушёл. Мне вообще кажется, что это одна из самых красивых, но ещё не до конца исследованных наук. Биология ждёт своего второго открытия. Несмотря на то что каждый день совершаются новые открытия в этой области, тайн много, я это точно знаю! Биология в полной мере показывает, насколько красиво и сложно строится мир вокруг. Немногие люди могут почувствовать, как это потрясающе. Мне кажется, я один из тех, кому повезло. Поэтому продолжать изучение биологии я буду, однако не хочу забывать о точных науках - математике и физике. Я решил стать студентом факультета молекулярно-биологической физики Московского физико-технологического института. Планирую открыть новую страничку в своей жизни!" - оптимистично заявляет Иван. Школа №146 пополнила свою копилку ещё одним успешным выпускником. К слову, одних только призёров международных олимпиад в этом образовательном учреждении уже девять! "Высокие достижения на всероссийских и международных олимпиадах - это результат слаженной работы команды - школы, педагога, ребёнка и его родителей. Этим физико-математическая школа №146 всегда славилась! - отмечает начальник департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева. - Будем надеяться, что следующий учебный год принесёт школе ещё много новых открытий, побед и призов". 04.08.2011 Выпускник саратовского лицея Павел Кунявский завоевал "золото" на международной олимпиаде по информатике в Паттайе. В командном зачете российская сборная оказалась на втором месте, уступив лишь китайским школьникам. Кроме этого Павел, показавший наивысший результат в своей команде, вошел в тройку лучших участников состязаний мирового уровня, что российским ребятам не удавалось с 1999 года. - В первый день соревнований Павел, решив за максимально короткий срок три задачи с наивысшим числом баллов, был признан самым быстрым спортсменом олимпиады, - рассказал корреспонденту "РГ" отец победителя Евгений Кунявский. В физико-техническом лицее, который окончил олимпиец (кстати, на ЕГЭ по математике он получил 100 баллов), внимательно следили за его выступлением в Паттайе. - Это был планируемый и ожидаемый успех, - считает директор саратовского лицея Людмила Правдина. Еще в 9-м классе Кунявский показал лучший результат на российской олимпиаде по информатике, после чего был включен в состав сборной страны, однако на международную олимпиаду поехал впервые. Вчерашний школьник, как сообщили в областном министерстве образования, получал губернаторскую стипендию для одаренных детей, а также становился победителем национального проекта "Образование" для талантливой молодежи. Примечательно, что больше математиков в семье талантливого парня нет, его родители - медики. Дальнейшее образование молодой человек будет получать на механико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. А пока он сам читает лекции в летнем лагере для одаренных детей в Костромской области. 05.08.2011 Павел Кунявский суперсложные задачи расщелкал как семечки. Нет, это не основатель Фейсбука Марк Цукенберг, хотя похож очень, это выпускник физико-технического лицея Саратова Павел Кунявский. К слову, с самым успешным программистом мира саратовского школьника объединяет не только похожая внешность, но и гениальность в сфере IТ-технологий. Глядишь, пройдет несколько лет, и именно Фейсбук пригласит Пашу к себе на работу. А почему бы и нет? Ведь именно саратовский школьник выиграл недавно международную олимпиаду по информатике в Таиланде. В конце июля для решения сложных задач в Паттайю съехались около 300 участников из 80 стран мира. Казалось бы, конкуренция невозможная. Однако именно Паша взял золотую медаль 101-2011, а также он единственный из участников получил специальный приз TOP RACE - за рекордное по скорости решение задач. Как так? А Паша справился за два с половиной часа с заданием, на которое отводилось пять, причем набрал максимальное количество баллов из 300 возможных. - У Паши уникальный математический склад ума, отличная логика. Эти способности сразу заметили учителя, когда он только пришел учиться к нам в лицей, - рассказывает учитель молодого программиста Татьяна Удалова. - Паша еще в пятом классе записался ко мне в математический кружок, и я сразу обратила внимание, что ему нравится находить решения даже в самых сложных задачах. Он настойчив и упорен, а эти качества, как правило, помогают добиться успеха в жизни. После возвращения в Россию Паша даже не успел приехать в Саратов, как сразу отправился в летнюю компьютерную школу в Костроме. - Раньше он ездил туда как один из учеников, - добавляет преподаватель. - А в этом году выступает в роли преподавателя, будет делиться с молодыми программистами своими знаниями, разработками. А как же поступление в вуз, спросите вы? А этот вопрос уже давно решен, лучшие университеты страны высказали пожелание принять к себе такого студента. Но Паша отдал предпочтение Санкт-Петербургскому государственному университетам, зачислили без экзаменов. Конечно, на факультет программирования. На какой же еще? 03.08.2011 Выпускник 2011 года саратовского физико-технического лицея № 1 Павел Кунявский показал третий результат по итогам 23-й Международной олимпиады по информатике, прошедшей в столице Таиланда Папайе. Юноша стал одним из двух участников сборной команды России, которым присуждена золотая медаль. Еще двое ребят получили серебряные медали. В течение нескольких лет Павел Кунявский становился победителем муниципального, регионального, заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Неоднократно занимал призовые места на всероссийских олимпиадах. Юный программист ежегодно получал именную губернаторскую стипендию, становился победителем конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи». 03.08.2011 Школьник из Саратова Павел Кунявский стал лучшим в личном зачете Международной олимпиады по информатике, проходящей в Таиланде. Павел вошел в состав сборной России и вместе с еще тремя российскими школьниками отстаивал честь страны в городе Паттайя, которая стала столицей международных соревнований. На сегодняшний день известно, что российская команда выиграла две золотых и две серебряных медали. Павел в личном зачете среди участников российской команды стал лучшим, набрав 598 баллов из 600 возможных. В общекомандном зачете Россия вышла на второе место, пропустив команду китайских школьников. 02.08.2011 Со второго августа Павел Кунявский будет обучать своих сверстников компьютерной науке, которую сам постиг практически в совершенстве. Выпускник 11-го класса Саратовского физико-технического лицея получил золотую медаль Международной олимпиады по информатике, которая проходила в городе Паттайя в Таиланде с 20 по 30 июля. В двух турах он набрал 598 баллов из 600 возможных, что сделало его лидером в квартете, представлявшем Россию. В абсолютном первенстве Павел третий, и это лучший результат России с 2004 года. Разнообразить свободное время участников организаторы старались и между турами. Как рассказывает учитель информатики из лицея, где учился Павел, пока идут соревнования, его мысли настроены только на победу. - Однажды мы участвовали в олимпиаде в Питере, - рассказывает Татьяна Львовна. - Естественно, что организаторы устраивали для ребят экскурсии. Так вот, стоим мы у стен храма, экскурсовод читает лекцию, а наша команда обсуждает свою стратегию на следующий день. Я думаю, что и в Таиланде, пока шли соревнования, Паша вел себя так же. А отдыхал уже после соревнований. Сразу после того, как организаторы вручили награды победителям, саратовец вылетел в Москву, а оттуда под Кострому, где в этом году организована летняя компьютерная школа. - Наша школа существует уже более десяти лет и базируется все время в разных городах, - рассказал нашему корреспонденту директор летней компьютерной школы Виктор Матюхин. - В прошлом году одна из ее смен проходила в городе Марксе под Саратовом. Попасть туда на обучение ребенок может только по конкурсу, в котором участвуют школьники не только из России, но и из ближнего зарубежья. 11.08.2011 Обладатель «золота» международной олимпиады считать начал раньше, чем читать Гений места Мы уже почти привыкли к тому, что саратовские программисты занимают призовые места на различных международных соревнованиях и олимпиадах. Один из таких одаренных ребят - Павел Кунявский, который в этом году окончил физико-технический лицей № 1. Своим последним достижением он приятно удивил не только учителей, но и весь мир: на 23-й Международной олимпиаде по информатике он быстрее всех выполнил задания первого тура, потратив на них два с половиной часа - в два раза меньше, чем требовалось. ДРУГ И СОПЕРНИК Как уже сообщала «СОГ», в итоговом зачете Павел разделил третье-четвертое место в мире. Таких успехов российские школьники не добивались с 1999 года. Некоторые СМИ поспешили сообщить, что юный саратовский программист получил бронзу. На самом же деле, на международных олимпиадах по информатике все устроено по-другому: золото получают все, кто превысил определенный «золотой» порог по баллам (в данном случае 475 из 600). Интересно, что на олимпиаде с Павлом соревновался и его лицейский друг Александр Тимин. который раньше сидел с ним за одной партой, а теперь учится в Москве. Он отстал от Кунявского на 31 балл и занял пятое место в абсолютном зачете. Преподаватели отмечают, что два программиста всегда шли вровень, поэтому когда один из них перешел в столичную школу, было интересно проследить за соревнованием двух разных систем подготовки. Как нам рассказала мама Юлия Кунявская, Павел с раннего детства пристрастился к цифрам, складывать и умножать начал даже раньше, чем читать. В семь лет он уже мог проводить операции с пятизначными числами. Естественно, такому ребенку лежал прямой путь в математическую школу. А вот информатикой Павел начал заниматься сравнительно поздно-в восьмом классе, тогда как многие его соперники по олимпиадам начинали свое знакомство с программированием гораздо раньше, некоторые даже с дошкольного возраста. Он самостоятельно за месяц изучил язык Паскаль, а в девятом классе стал победителем фазу трех областных олимпиад: по математике, информатике и физике. После девятого класса отправился в летнюю компьютерную школу - этакий летний лагерь для ребят с неординарными способностями в программировании, в котором занятия ведут одни из лучших программистов страны, сами в недавнем прошлом - одаренные школьники. РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО Окончив ФТЛ в 16 лет, Павел отправился в Таиланд на олимпиаду, а после олимпиады, не заезжая домой, поехал в Костромскую область, в город Судиславль, где сейчас разбит лагерь ЛКШ. Теперь Павел выступает там в качестве преподавателя. А потом его ждет математико-механический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета. После того как Кунявский победил во всероссийской олимпиаде по информатике и набрал 100 баллов в ЕГЭ по математике, ему были открыты двери любого вуза страны, однако он решил не идти по проторенной дорожке в МГУ, куда поступали многие из товарищей по лицею. - Так исторически сложилось. Коллектив преподавателей и программа образования в Петербурге могут дать мне больше, чем в других вузах, - объяснил сам Павел по телефону. Петербургский университет наряду с МГТУ имени Баумана считается одним из главных центров по подготовке программистов. По натуре Павел немногословен. Но дело не в замкнутости. Паша вполне открыт и дружелюбен. Просто склад ума у него такой, что требует точного ответа на поставленный вопрос, без разглагольствований и отвлечения на частности. Мама Павла рассказывает, что нет смысла спрашивать у него «Как дела?», он на такой размытый вопрос не ответит. «Поэтому мы расписываем все вопросы по пунктам, и он на них конкретно отвечает», - говорит Юлия. - Этим детям в самом раннем возрасте заложили алгоритмический стиль мышления. У них голова - как база данных различных алгоритмов, которые они выбирают в считанные секунды, - говорит о программистах учитель информатики ФТЛ Татьяна Удалова, преподаватель Кунявского. - Ведь в задаче по информатике нужно не просто найти решение, главное, чтобы оно было рациональным. Только врожденные способности тут не помогут, ведь и на черноземе растут сорняки. Тут должно соединиться всё: и склонность к алгоритмическому мышлению, и постоянная учеба, и использование тестирующих систем. Но не стоит думать, что Павел всю свою жизнь чахнет за компьютером. Он, как любой его сверстник, любит путешествовать, играть в компьютерные игры, общаться в социальных сетях. Конечно, программирование отнимает столько времени, что просто невозможно заниматься чем-то еще. Если раньше он неплохо играл в шахматы, занимался теннисом, то со временем этими увлечениями пришлось пожертвовать. Постоянно выезжая на сборы, соревнования, олимпиады, он объехал полстраны. Гуманитарные предметы ему, конечно, давались хуже, но все госэкзамены, в том числе русский язык, Павел сдал на пятерки. Он сторонник ЕГЭ, говорит, что это хорошая система, которую надо дорабатывать. «ЕГЭ вполне адекватно оценивает знания, хотя и с некоторыми погрешностями», - считает он. - А как видишь свое будущее, уже после окончания вуза? - Я бы не стал загадывать. Возможно, это будет работа в какой-нибудь известной компании, а возможно, и собственное дело, преподавание. Поживем - увидим. Этим детям в самом раннем возрасте заложили алгоритмический стиль мышления. У них голова - как база данных различных алгоритмов, которые они выбирают в считанные секунды КСТАТИ Первое место в личном зачете Международной олимпиады по информатике вот уже несколько лет подряд занимает белорусский школьник Геннадий Короткевич. Впервые он вышел на международный уровень, когда ему было 11 лет: тогда в Мексике он получил серебряную медаль. В 2009 году на олимпиаде, проходившей в болгарском Пловдиве, девятиклассник Короткевич впервые обошел всех конкурентов и в течение трех лет удерживал абсолютное первенство на международных олимпиадах. Саратовские программисты на протяжении последних пяти лет тоже участвуют в главном соревновании планеты и возвращаются домой с наградами: в прошлом году «золото» привез Сергей Фёдоров, до него призерами становились Сергей Рогуленко и Александр Калужин. 05.08.2011 Восьмая всероссийская олимпиада юных геологов стартовала на минувшей неделе в профилактории . На соревнования собрались ребята из 27 российских регионов и 7 стран ближнего зарубежья, всего 420 человек. Все они - ученики 10-11-х классов, молодые люди, которые уже решили связать свою жизнь с геологией. В профилактории юным геологам предстоит провести восемь дней. В программе олимпиады как интеллектуальные состязания по минералогии, радиометрии и гидрологии, так и соревнования по технике безопасности и полевой стоянке, геологическому разрезу. Кроме того, участникам смены предстоят экскурсии в ТГУ и ТПУ, лекции и, конечно, песни у костра. В поисках новых героев На торжественном открытии VIII полевой олимпиады юных геологов все как на серьезных олимпийских играх. Праздничная атмосфера. Торжественное построение команд. Под задорную дробь барабанщиков из Percussion Project делегации, снабженные табличками с названием своих регионов и стран, занимают места на плацу. - Участники олимпиады на парад построены! - рапортует глава Управления по недропользованию по Томской области Александр Комаров. Парад принимают почетные гости - губернатор Томской области Виктор Кресс, руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских, президент Российского геологического общества Виктор Орлов и другие. - Известно, что наши недра таят в себе самые большие в мире запасы полезных ископаемых, - приветствовал юных геологов Анатолий Ледовских. - И благодаря стараниям предыдущих поколений геологов удалось открыть многочисленные месторождения, сделать нашу страну богатой. Но приходит время, когда на смену старой генерации геологов должно прийти новое поколение. Такое же героическое, с теми же напором и энергией, с такими же обширными знаниями. Молодые люди, которые смогут открыть еще много месторождений. И сегодня наша задача - воспитать такое поколение. Надеюсь, что среди вас будет много таких людей. Сила сибирских традиций Самый торжественный момент олимпиады - зажжение олимпийского огня. Томску его передают организаторы полевых соревнований юных геологов 2009 года - представители Ростовской области. Огонь у ростовчан принимают призеры последних соревнований - сборная команда Лицея при ТПУ. - Проведение олимпиады юных геологов в Томске - логичное, - объясняет выпускник ТГУ Виктор Орлов, бывший томич. - Ведь Томск - это центр сибирской геологической школы с более чем 100-летней историей. Из этой школы вышла целая плеяда замечательных геологов: академиков, ученых, первооткрывателей - людей, которые изучали и будут изучать Сибирь и Дальний Восток. Молодые геологи из Томска с честью продолжают славные традиции. Когда мы два года назад обсуждали место следующей олимпиады, оргкомитет ставил условие: право провести следующие соревнования получит тот регион, чья команда займет призовое место. Томичи вошли в тройку лидеров, тем самым завоевав право на проведение олимпиады. В награду знания и дружба Призеры VII олимпиады юных геологов - команда Лицея при ТПУ - нынче в полном составе учатся в Институте природных ресурсов политеха. Все до единого всерьез решили связать жизнь с профессией геолога. - За два года, что мы готовились к олимпиаде, мы получили столько новых знаний, сколько некоторые студенты за четыре года обучения не осваивают, - вспоминает участник прошлой олимпиады Артем Поспелов. Молодой человек признается: благодаря олимпийскому опыту уже на первом курсе ему удалось стать старостой. - Сейчас мы нередко помогаем студентам старших курсов с защитой курсовых, - продолжает Артем. - А программу, которую обычные студенты выполняют на практике за четыре недели, нам под силу сделать за две. Но внушительный багаж знаний, по мнению воспитанников ТПУ, не единственное преимущество, которое получают участники олимпиады. Главное - это новые знакомства, друзья-геологи в России и странах ближнего зарубежья. - Уже через полгода после прошлой олимпиады мы встречали в Томске ребят из Владивостока - они приехали к нам в гости, - вспоминает другой участник команды Лицея при ТПУ Вадим Дрогин. - За окном стоял сорокаградусный мороз, но мы сумели организовать нашим друзьям теплый прием! А в прошлом году мы сами ездили в Казахстан. Знать, что искать После открытия олимпиады гостей приглашают на выставку достижений юных геологов. Участники соревнований презентуют здесь стенды со своими : редкими минералами, археологическими находками. - В этом году участники нашей геологической партии посетили Кольский полуостров, Уфу, и сегодня мы представляем камни, собранные в этих поездках, - с удовольствием рассказывает Владлена Сырвачева из Перми. Азы геологии девушка изучает в кружке при местном дворце детско-юношеского творчества. - При нашем геологическом объединении есть секция, в которой нас учат обрабатывать камни, делать из них поделки - мы их тоже привезли, - продолжает Владлена. - А тем, кому интересно, рассказывают, как можно вырастить минерал. Вот, посмотрите - здесь кристаллы медного купороса и сахара и много других. Гриша Гришин из Владивостока обращает внимание гостей на агаты, которыми славится Приморье: - Но мне, если честно, больше всего нравится белемнит. Смотрите, как переливается! Эта руда содержит в себе свинец. Поэтому этот камешек очень тяжелый. Подержите-ка! В коллекции владивостокцев много диковинок. - Вы думаете, это камень? - презентует очередную находку Гриша. - Нет! Это окаменевшее дерево, которому много тысяч лет! Рядом с камешками в коллекциях юных геологов таблички, на которых запечатлено не только название очередного экспоната, но и имя человека, который его обнаружил. - Сделать такую находку - огромная радость, - признается Гриша. - Но, чтобы найти, нужно знать, что искать. Вечные романтики Из динамиков, расположенных по периметру , доносятся песни, знакомые не одному поколению геологов: , . И гости олимпиады - опытные геологи - не могут удержаться, подпевают. - Нет, все-таки они совсем не похожи на нас в молодости, - качает головой, глядя на участников, один из судей соревнований. - Они более образованы, технически грамотны: Но песни про путешествие по-прежнему находят отклик в сердцах геологической молодежи. - Все-таки наша профессия была и остается самой романтичной, - замечают мальчишки из Института природных ресурсов ТПУ. - Геологи - люди добрые, отзывчивые, без пафоса - настоящие. В тайге, без связи с внешним миром, в борьбе с бытовыми трудностями просто нельзя по другому. В такой обстановке все наносное уходит, люди открываются. За это мы и любим свою профессию. Ребята из Монголии на выставку достижений юных геологов привезли карту своей страны, выполненную из агатов. Границы с Китаем обозначены белыми камушками, с Россией - красными. Используя минералы разных цветов, юные геологи постарались максимально воспроизвести рельефы: горные плато, хребты, озера, пустыни и единственную равнину Полевые соревнования юных геологов проходят раз в два года. Место проведения олимпиады каждый раз меняется. В 2009 году юные геологи состязались в Ростовской области. Олимпиаду 2013 года вслед за Томском будет принимать у себя Республика Татарстан: - Вы знаете, несколько лет назад мы думали сворачивать движение юных геологов, потому что не было денег, не было энтузиазма, не было интереса к проведению соревнований у областей, - честно признался на открытии олимпиады руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских. - Но благодаря таким регионам, как Томская область, движение удалось сохранить. И сегодня я вижу, что мы сделали правильно, потому что с каждым годом интерес к движению юных геологов увеличивается. |