Мониторинг ВОШ 02.08.2010-09.08.2010

04.08.2010
Независимая Газета
Пожалуйте в вуз с черного хода

Информацию о всех призерах олимпиад с указанием набранных ими баллов по ЕГЭ надо сделать открытой

Елена Герасимова

В то время как студенты сдавали ЕГЭ и подавали документы в вузы, Союз российских ректоров и Рособрнадзор вели тайную, переходящую временами в явную борьбу за право считать предложенный ими способ поступления в вузы как наиболее рациональный. В качестве доказательной базы своей правоты и те и другие использовали итоги сдачи первокурсниками второй и первой сессий. И еще кое-что в качестве тяжелого орудия...

Первую сессию в вузах «завалили» почти в два раза больше студентов, поступивших по результатам олимпиад, чем зачисленных с высокими баллами ЕГЭ, заявила на днях глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Несколько ранее президент Союза ректоров (РСР) Виктор Садовничий сделал заявление иного рода. Он рассказал, что студенты, поступившие в вузы по итогам олимпиад, показывают стабильно лучшие результаты в университетах, чем те, кто поступил на общих основаниях по ЕГЭ. Олимпиадники более готовы к исследовательской работе и неординарно мыслят. По словам Виктора Садовничего, в июле стартовала уже вторая по счету волна вузовского мониторинга учебы студентов-первокурсников в выборочных высших школах РФ, итоги которой будут доведены до населения. Рособрнадзор же ссылается сегодня на свой мониторинг успеваемости первокурсников. Участниками опроса стали РГУ нефти и газа имени Губкина, РГГУ, Удмуртский госуниверситет, Московская медицинская академия имени Сеченова, Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Кубанская и Ростовская медицинские госакадемии, Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики и МГУ имени М.В.Ломоносова. Эксперты сравнили результаты первой сессии тех, кто поступил в прошлом году с высокими баллами по ЕГЭ и по итогам олимпиад. По данным Рособрнадзора, общее число первокурсников высокобалльников и олимпиадников, имевших «хвосты» и отчисленных после первой сессии в этих вузах, - около 350 человек. Из 334 человек, имеющих задолженности после первой сессии, 129 высокобалльников и 205 олимпиадников. И еще более серьезным аргументом оказался удар по МГУ и его главному факультету. Среди отчисленных с мехмата после первой сессии «егэшников» с высокими баллами в два раза меньше, чем призеров и победителей, объявила Глебова.

Подноготная этой войны «мониторингов» понятна: Союз ректоров бьется за право самим отбирать себе студентов через расширение олимпиадного движения, а Рособрнадзор - за право перенаправить эту функцию отбора другим, как они считают, - независимым структурам по проведению ЕГЭ.

В самый разгар вступительной кампании и этих «соревнований» вдруг случается «раскол» в среде ректоров. Еще в прошлом году ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров возмутился «достижениями» олимпиадников, которые при первой же проверке не подтвердили свои высокие результаты. Некоторые престижные вузы, такие как МГИМО, после выступления Эскиндарова еще более утвердились в решении принимать к себе только по результатам собственных олимпиад, выразив тем самым недоверие коллегам... Сегодня Михаил Эскиндаров опять комментирует огромный наплыв в его академию призеров и победителей олимпиад - почти 1,5 тыс. человек. По словам Михаила Эскиндарова, сертификаты некоторых из этих абитуриентов вызывают явное недоверие. Есть такие призеры, у которых экзамен по этому же предмету сдан всего на 25 баллов?! И, по словам ректора, олимпиады по-прежнему проводят организации, не имеющие никакого отношения к образовательному процессу.

«К сожалению, ректор Эскиндаров прав, - сказал «НГ» проректор (ГУ) ВШЭ Григорий Канторович. - К нам тоже поступает олимпиадник с 34 баллами по ЕГЭ. И у меня тоже вызывает большое сомнение, что отбор лучших надо поручать организациям других ведомств. Я участвовал в комиссии по проверке таких организаций. Конечно, там собрались уважаемые люди, но все они не имеют никакого отношения к образованию. Есть такое положение, что компании, участвующие в проведении олимпиад, выигрывают это право по конкурсу. Но сама система проведения конкурсов у нас устроена так, что побеждает тот, кому нужно...» Кстати, если пройтись по списку организаторов и учредителей олимпиад, то в нем обнаружатся и администрации регионов, районов, и странные «общества», не имеющие отношения к образованию.

Принимая ситуацию прошлого года во внимание, РСР еще в начале мая решил опустить уровни некоторых олимпиад. Была сделана попытка их справедливого ранжирования. Если в прошлом году помимо Всероссийской олимпиады школьников, которая проводится по 21 предмету, прошло 120 вузовских олимпиад, то в этом году число интеллектуальных соревнований, проводимых вузами, сократилось до 87. Но, как говорит «НГ» проректор ВШЭ Григорий Канторович, на деле произошло простое их объединение. Допустим, в МГУ имени М.В.Ломоносова и ВШЭ «ужались» именно таким способом. Зато с остальными «обществами» практически ничего не случилось.

Навести должный порядок в деле организации олимпиадного движения, считают наши эксперты, пока так не удалось. «Чтобы успокоить общество, Совет по олимпиадам должен бы сегодня же вывесить список всех победителей и призеров с указанием места проведения олимпиады и количеством баллов, набранных победителем по ЕГЭ, - сказал «НГ» Григорий Канторович. - А компетентные органы должны разобраться, как троечник смог победить в честной борьбе. Если этого не сделать - лазейка для беспрепятственного прохождения в престижный вуз остается. Пусть и в руках уважаемых людей...»

Увы, сегодня на сайте Российского совета по олимпиадам лишь перечислены звонкие имена организаторов и предметы, по которым школьники соревновались. Имена победителей и призеров, а уж тем более количество набранных ими баллов по ЕГЭ оказались зашифрованной информацией.

В то же время совсем разогнать олимпиадников нельзя. Президент РСР, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий напомнил «НГ», что задача олимпиадного движения гораздо шире, чем просто отбор талантов в престижные московские вузы. МГУ имени М.В.Ломоносова готов посредством выездных отборочных комиссий помочь вузам в регионах отобрать и взрастить у себя таланты. С Камчатки уезжает талантливая молодежь, чем ставится под угрозу срыва план быстрого введения альтернативного энергетического снабжения на Дальнем Востоке. Без молодежи пострадают биотехнические, информационно-вычислительные и телекоммуникационные проекты в Сибири, экологические программы и планы по новой энергетике на Севере, агроинженерия на юге, создание авиационных и космических технологий в других регионах. В то время как учеба в престижных московских вузах рассматривается абитуриентами и их родителями чаще всего как трамплин для дальнейшего растворения талантов на бескрайних заграничных просторах.

 

03.08.2010
Учительская газета
Юрий Гулин, директор Псковского областного центра развития одаренных детей и юношества: Почему бы не организовать Всероссийскую конференцию школьников?

Программы "Одаренные дети" реализуются во многих регионах РФ. В эти программы входят выявление одаренных детей, обучение по спецпрограммам, привлечение для работы с такими детьми преподавателей высших учебных заведений и лучших педагогов региона, организация и проведение мероприятий интеллектуальной направленности, участие во всероссийских мероприятиях, а также поощрение талантливой молодежи и их педагогов.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийских олимпиад школьников имеют право льготного поступления в высшие учебные заведения РФ. Вузы проводят и свои олимпиады. Победители таких олимпиад имеют льготы при поступлении в данные вузы. Таких олимпиад по регионам очень много, так что поступить в вуз умным детям всегда можно. Есть другая проблема. В стране проводится много других мероприятий интеллектуальной направленности - конференции, выставки, конкурсы. Почему дети, ставшие победителями и призерами этих мероприятий, не имеют возможности льготного поступления в вузы? Я не стану говорить о всероссийских конкурсах сочинений. А вот всероссийские конференции и выставки - отдельный и серьезный разговор. Здесь дети не случайные. Это мотивированные школьники, они не один год принимают участие в этих мероприятиях. Если есть Всероссийская олимпиада школьников, почему нельзя организовать Всероссийскую конференцию школьников?

Комплексная федеральная программа "Одаренные дети" должна продолжать свою работу. Но, увы, в 2010 году ее срок действия закончится. В программу стоит внести алгоритм поиска и выявления одаренных детей во всех регионах России. В нее должны войти системы олимпиад, конференций, выставок.

Следует проводить мероприятия, которые были бы доступны талантливым детям с ограниченными физическими возможностями.

Хорошо, если программа будет включать в себя поддержку талантливых учителей, которые реализуют инновационные образовательные методики и смогли добиться успехов при подготовке школьников к интеллектуальным состязаниям. Еще лучше на базе Российской академии повышения квалификации работников образования организовать курсы для педагогов по работе с одаренными детьми по нескольким направлениям (школьные олимпиады, исследовательская деятельность, индивидуальная работа).

Может быть, что-то стоит взять из зарубежного опыта. К примеру, в Китае и Японии одаренным детям предоставляются бесплатные технические возможности, такие как Интернет и базы библиотек.

 

03.08.2010
Учительская газета
Россияне без медалей не возвращаются

На минувшей неделе в Москву вернулись юные физики и химики, представлявшие Россию на Международных олимпиадах школьников. Никто из россиян не остался без медалей.

Из Хорватии, где с 17 по 25 июля проходила Международная физическая олимпиада, наши ребята привезли одну золотую, три серебряные и одну бронзовую медали. Причем две награды достались ученикам одного и того же образовательного учреждения - Бийского лицея Алтайского края: Алексей Алексеев завоевал "серебро", а Виктор Анаскин - "бронзу". Серебряных медалей удостоены также Дмитрий Горностаев из Шокшинской средней школы Республики Мордовия и Евгений Стройнов из школы им. А.Н.Колмогорова МГУ. А "золото" в копилку сборной внесла Любовь Карелина из 9-й гимназии Екатеринбурга.

Что касается неофициального командного зачета, то здесь лидерами стали школьники из Китая, Таиланда и Тайваня, получившие по пять золотых медалей из пяти возможных, при этом представители Поднебесной по сумме набранных баллов заняли 1-е и 2-е места в личном зачете. Четыре "золота" увезли ребята из Индонезии, три - из Венгрии и Германии.

На 42-й Международной химической олимпиаде, проходившей в Токио с 19 по 28 июля, Россию представляла команда из четырех школьников. И все они, как и юные физики, вернулись на Родину с медалями. Награду высшей пробы привез домой Даниил Хохлов, ученик 167-й школы Санкт-Петербурга, "серебро" - Александр Кочнев из Пензенской области и Кирилл Суховерков из Алтайского края, "бронзу" - Максим Козлов из Ульяновской области. Даниил Хохлов, кроме того, получил приз Международного союза теоретической и прикладной химии за лучший результат в практической части олимпиады и занял второе место по сумме баллов среди всех участников турнира. (Отметим, что на прошлогодней химической олимпиаде в Кембридже Даниил тоже завоевал "золото".) На первую позицию в командном зачете вышла сборная Китая, в чьей копилке четыре золотые медали, следом с тремя золотыми наградами - Таиланд.

 

03.08.2010
ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ)
ИЗВЕСТИЯ

Олимпийская химия Успешно выступила сборная команда России на 42-й Международной химической олимпиаде школьников, проходившей в Токио. Все члены команды вернулись на Родину с олимпийскими медалями. В японской столице Россию представляла команда в составе четырех школьников из разных регионов страны. Юные соотечественники Менделеева завоевали одну золотую, две серебряных и одну бронзовую медали, в очередной раз доказав высокий уровень подготовки, а также продемонстрировав конкурентоспособность российской естественно-научной школы на международной арене. Золотую медаль привез домой петербуржец Даниил Хохлов, серебряные награды завоевали Александр Кочнев из Пензенской области и Кирилл Суховерков из Алтайского края, бронзы удостоен Максим Козлов, представляющий Ульяновскую область. Помимо этого Даниил Хохлов получил приз Международного союза теоретической и прикладной химии за лучший результат в практической части олимпиады и занял второе место по сумме баллов среди всех участников состязаний.

Напомним, что победители и призеры этих престижных международных химических соревнований школьников имеют право поступить на профильные специальности в вуз без экзаменов.

 

02.08.2010
Итоги
Технический регресс

В высшем образовании наметился опасный дисбаланс - "лирики" одерживают верх над "физиками". Это не устраивает ни работодателей, ни государство

ФИЗМАТЛИЦА

Подошел к концу первый этап вступительной кампании -закончен прием документов в вузы. Теперь абитуриентам остается только расслабиться и ждать окончательного "приговора", который будет оглашен 5 августа. Понятно, что итоги подводить пока рано, но один совершенно очевидный вывод можно сделать уже сейчас: рекорды популярности по-прежнему бьют гуманитарные факультеты. На технические специальности, остро востребованные нашей экономикой, молодежь идет крайне неохотно.

Профнепригодны

Ситуация действительно тревожная. Еще в прошлом году министр образования и науки Андрей Фурсенко озвучил такие цифры: из 7,5 миллиона студентов 1,8 миллиона обучаются на экономистов и менеджеров, 650 тысяч получают педагогическое образование и 800 тысяч - юридическое. "Но у нас сегодня нет для них рабочих мест, - заявил министр, - зато рабочие места есть в геологоразведке и строительстве. Мы будем обманщиками, если дадим ребятам возможность учиться на бюджетной основе, чтобы получить невостребованную специальность". По подсчетам министерства, в 201 5 году число выпускников - гуманитариев и экономистов в 1,6 раза превысит востребованность на рынке. Потому в этом году было решено сократить на 10-20 процентов бюджетные места на экономических, юридических и педагогических факультетах и добавить их техническим специальностям - таким, как физматнауки, автоматизация и управление, информатизация и т. д.

Эти шаги сопровождались массовой агитацией и пропагандой в пользу поступления в технические университеты. И вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Весной, когда одиннадцатиклассники подавали заявления на сдачу ЕГЭ, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рапортовала о том, что в этом году на предметы, относящиеся к естественным и точным наукам, записалось значительно больше выпускников, чем в прошлом. Так, число желающих сдавать химию выросло на 30 процентов, информатику - на 1 7, физику - на 1 5. "Это значит, что при поступлении в вузы ребята будут выбирать технические направления подготовки", - уверяла она. Но нынешняя вступительная кампания показала: никакие стенания о том, что в стране перепроизводство юристов-экономистов-менеджеров, а рынок с распростертыми объятиями ждет инженеров, конструкторов, технологов и строителей, ситуацию не изменили. На сегодняшний день многие технические вузы явно недобирают студентов даже на бюджетные места. Особенно это заметно в региональных институтах и университетах. Не на руку им и общее уменьшение количества выпускников, связанное с демографической ямой. "Сегодня каждый второй выпускник школы при желании может получить высшее образование за государственный счет, - говорит директор департамента профессионального образования Минобрнауки Артемий Никитов. - Сами посудите: из школ выпустились 840 тысяч человек, а бюджетных мест насчитывается 448 тысяч. На практике это означает небольшой конкурс в вузах, множество студентов, не всегда способных учиться, которые через несколько лет превратятся в профнепригодных специалистов". Во многих технических вузах, для того чтобы поступить на бесплатные места, достаточно набрать 150-180 баллов за три экзамена - чуть больше, чем по 50 баллов за каждый. В переводе на знакомую всем пятибалльную систему это банальные трояки. С таким уровнем знаний постигать сложнейшие точные науки будет нелегко. Можно заранее прогнозировать, что далеко не все поступившие дотянут до диплома, но даже если дотянут, то о качестве такого специалиста говорить не приходится. При этом на гуманитарные факультеты проходной балл составляет не менее 21 5.

Не зажигает

Справедливости ради надо сказать, что эта проблема характерна не только для России - нехватка инженерно-технических кадров в последние годы стала головной болью практически всех развитых стран. В США давно смирились с тем, что основную массу студентов, изучающих физику, математику и другие сложные предметы, составляют выходцы из других стран, большей частью из Юго-Восточной Азии. Известная шутка о том, что в американских университетах русские преподаватели обучают математике китайцев, недалека от истины. Такая же картина во Франции - там, правда, проблема существует на уровне магистратуры. Многие студенты, изучающие точные науки, в конце концов отдают предпочтение финансам. Не хотят корпеть над физикой и кибернетикой и молодые британцы, у них в моде свободные профессии - дизайнеры, художники, журналисты и т. д.

В чем же дело? Первое, что приходит в голову, - это разница в зарплатах. Но если не брать в расчет топ-менеджеров, доходы которых действительно зашкаливают, то в остальных профессиях заработки сопоставимы. Причем не только за рубежом, но и у нас. Так, по словам президента рекрутингового портала SuperJob.ru Алексея Захарова, стартовые зарплаты технических специалистов сейчас выше, чем у гуманитариев и экономистов. Для сравнения: у экономиста, юриста и бухгалтера это 20 тысяч рублей, у инженера-проектировщика - 27 тысяч рублей, у программиста - 30 тысяч рублей. За последние годы заработки инженеров растут гораздо быстрее, чем у представителей других профессий. Причина проста - спрос превышает предложение. В результате компании вынуждены переманивать специалистов другу друга, предлагая им более высокие заработные платы.

Но если дело не в деньгах, то в чем же? В качестве главной причины эксперты называют... моду. Эта неуловимая субстанция очень трудно поддается анализу и еще меньше прогнозированию. Ну не модны нынче профессии "реального сектора", не престижны. Молодежи кажется, что заниматься строительством, возводить мосты, работать на заводах, копаться в схемах "не прикольно". Она больше склоняется в сторону сферы услуг, особенно финансовых. В этом плане показателен пример Германии - страны с огромными инженерными и конструкторскими традициями. Еще в 60-е годы труд инженера вызывал особое уважение у 41 процента жителей ФРГ, но с тех пор его привлекательность в глазах немцев постоянно падала. В этом году лишь 22 процента опрошенных включили инженеров в список из пяти самых уважаемых ими профессий. В результате немецкие технические вузы каждый год с трудом набирают первокурсников. И сейчас Германия, которая всегда славилась своими техническими кадрами, вынуждена приглашать их из-за рубежа. Что уж говорить о России, где престиж этой профессии и раньше был невысок.

Без базы

Конечно, и правительство, и общество проблему осознают и пытаются тенденцию переломить. В последние годы много говорится о необходимости развивать высокие технологии и создавать инновационную экономику. Амбициозные проекты вроде Сколкова обещают прорыв на этом направлении и призваны пробудить интерес молодежи к точным и прикладным наукам. Немалые средства инвестируются в создание исследовательских центров в самих университетах. Так, Национальный исследовательский технический университет "МИСиС", получивший этот статус, а заодно и деньги на развитие менее двух лет назад, уже пожинает первые плоды. "В этом году к специальности "Экономика и управление на предприятии" интерес у абитуриентов снизился в два раза, в то время § как по технической конкурсной группе число заявлений увеличилось более чем на треть, - говорит Владимир Кузнецов, заместитель начальника учебно-методического управления НИТУ "МИСиС". - При этом инновационные направления ("наноматериалы", "материаловедение и технология новых материалов") теснят традиционные ("металлургия")".

Процесс пошел? Да, если речь идет о топовых университетах страны. Но их-то немного. Что же касается вузов средней руки, не говоря об аутсайдерах, то там ситуация аховая. Для подготовки специалистов современного уровня прежде всего нужна серьезная материально-техническая база, а ее-то во многих российских вузах как раз и нет. Большая часть оборудования на сегодняшний день физически и морально устарела, в лабораториях не хватает приборов и реактивов, студенты порой неделями ждут очереди, чтобы поработать над своими проектами. И это, конечно, популярности высшему техническому образованию не добавляет.

Учи математику

Устав ждать перемен, компании, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, сами пошли в школы и вузы. Так, технологическая компания "Ситроникс" запустила проект "Учи математику!". Работая в сфере высоких технологий, она на себе почувствовала дефицит высококлассных специалистов. Дело дошло до того, что руководство вынуждено было переманивать бывших российских инженеров из-за рубежа. В результате, чтобы заинтересовать ребят алгеброй и геометрией, компания организовала российско-французскую олимпиаду по математике имени Пьера Ферма среди школьников и студентов. Победителей отборочного тура пригласили во Францию, где в научно-исследовательском центре Crolles 2 под Греноблем и состоялся финал. Заодно участников познакомили с работой современного высокотехнологичного предприятия.

Плотно работает со школьными учителями и студентами педвузов и компания Microsoft, помогая им воплотить в жизнь свои новаторские идеи на базе современных технологий. Представители Intel подписали договор о сотрудничестве с Нижегородским государственным университетом. Причем речь идет не о банальном устройстве на практику. Взаимодействие начинается еще на уровне составления учебных планов, чтобы студент мог получить знания, которые действительно пригодятся по окончании вуза, а работодатель - квалифицированного IT-специалиста, которого не надо переучивать на рабочем месте. И таких примеров много.

Работодатели не сидят сложа руки - они уже давно пытаются готовить специалистов под себя. Создают корпоративные факультеты, оплачивают

будущим сотрудникам обучение в магистратуре, выдают кредиты на обучение или доплачивают стипендии.

Ждем перемен

На самом деле проблема лежит еще глубже. Как сказал "Итогам" известный математик, лауреат Абелевской премии Михаил Громов, обучение точным предметам отстает в России от современного уровня развития науки лет на сто. Причем это касается как высшего образования, так и среднего. Значит, начинать модернизацию, по мнению ученого, надо со школы. Ломать устаревшие подходы и методики преподавания, показывать, что математика - это не голая абстракция, которая никогда не пригодится в жизни, а красивая и увлекательная наука, и без нее невозможно решить ни одной из тех проблем, что ждут человечество в недалеком будущем. Для этого необязательно усложнять школьную программу - ее надо сделать более живой и приближенной к жизни.

Наверное, следовало бы возродить и такое понятие, как "профориентация", которое ушло в прошлое вместе с Советским Союзом. Ведь одна из причин дефицита инженерных кадров состоит в том, что молодые люди не представляют себе конкретное место, на котором будут работать, если закончат технический университет. Наверное, неплохо было бы, если бы школьники почаще бывали в цехах продвинутых компаний, где стоят не ржавые допотопные станки, а суперсовременное и навороченное оборудование. Психологи идут еще дальше и предлагают начинать работу по профориентации еще в... детском саду. "Время до школы - это очень интенсивный период для восприятия, для усвоения труда как ценности, - считает профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Пряжников. - В этом возрасте ведущая деятельность дошкольников все-таки игровая. А играют дети во что? В профессии... И не использовать такую возможность для трудового воспитания было бы не совсем правильно". Может, пришло время возродить кружки юных техников?

Все это - задача государства. Необходима глубоко продуманная политика, включающая все звенья образовательного процесса - от детского сада до магистратуры и аспирантуры. И в первую очередь нужно качественно изменить подготовку инженерных кадров, приблизить ее к современным достижениям науки и техники. Кстати, на прошлой неделе из Загреба, где проходила Международная физическая олимпиада для школьников (IPhO), вернулась наша команда из пяти человек. Все пятеро привезли медали - одну золотую, три серебряные и бронзовую. В том-то и парадокс: умом Россию Бог не обделил, но вот что с ним делать - не подсказал.

Рейтинг запросов работодателей (% от всех запросов)

1 Менеджер по продажам7,43

2 Квалифицированный рабочий6,49

3 Инженер5,47

4 Бухгалтер4,01

5 Водитель3,43

6 Продавец3,28

7 Торговый представитель2,46

8 Неквалифицированный рабочий2,12

9 Секретарь1,67

Зарплатные предложения московских работодателей (июль 2010 года)

№ПрофессияМинимальное предложение, руб.Среднее предложение, руб.Максимальное предложение, руб.

1Инженер-проектировщик (внутренние инженерные сети)2000047 50070000

2Инженер-конструктор (машиностроение)25 00045 00060 000

3Инженер-технолог (пищевое производство)30 00045 00060 000

4Инженер-строитель25 00045 000120 000

5Инженер- электронщик20 00040 00080 000

6Инженер-радиотехник15 00035 00060 000

7Инженер-сметчик25 00045 00080 000

8Инженер ПТО20 00045 00075 000

9Инженер-геолог30 00048 000100 000

10Инженер-геодезист20 00045 00070 000

11Главный инженер проекта (строительство)40 00085 000125 000

12Инженер-энергетик20 00042 50060 000

13Инженер по технической эксплуатации (транспорт)25 00040 00065 000

14Программист 1С25 00065 000115000

15Программист Java30 00077 000130 000

16Программист PHP25 00056 000100 000

17Разработчик Oracle40 00065 000120 000

18Инженер по защите информации25 00054 00090 000

19Системный архитектор60 00090 000160 000

20Консультант по внедрению SAP40 00080 000150 000

Фото:

Поступить в технический вуз не проблема, возьмут и с тройками. А вот отучиться в нем пять лет и стать грамотным инженером - не каждого ума дело

Известный математик Михаил Громов сетует, что обучение точным предметам отстает в России от современного уровня развития науки лет на сто. А без физики и математики невозможно решить ни одной из тех проблем, что ждут человечество в ближайшем будущем

Победители российско-французской олимпиады имени Пьера Ферма математику любят и понимают. но с какой профессией связать свое будущее, определились не все

 

02.08.2010
Итоги
Технический регрессВ высшем образовании наметился опасный дисбаланс - "лирики" одерживают верхнад "физиками". Это не устраивает ни работодателей, ни государство

Подошел к концу первый этап вступительной кампании - закончен прием документов в вузы. Теперь абитуриентам остается только расслабиться и ждать окончательного "приговора", который будет оглашен 5 августа. Понятно, что итоги подводить пока рано, но один совершенно очевидный вывод можно сделать уже сейчас: рекорды популярности по-прежнему бьют гуманитарные факультеты. На технические специальности, остро востребованные нашей экономикой, молодежь идет крайне неохотно.

Профнепригодны Ситуация действительно тревожная. Еще в прошлом году министр образования и науки Андрей Фурсенко озвучил такие цифры: из 7,5 миллиона студентов 1,8 миллиона обучаются на экономистов и менеджеров, 650 тысяч получают педагогическое образование и 800 тысяч - юридическое. "Но у нас сегодня нет для них рабочих мест, - заявил министр, - зато рабочие места есть в геологоразведке и строительстве. Мы будем обманщиками, если дадим ребятам возможность учиться на бюджетной основе, чтобы получить невостребованную специальность". По подсчетам министерства, в 2015 году число выпускников - гуманитариев и экономистов в 1,6 раза превысит востребованность на рынке. Потому в этом году было решено сократить на 10-20 процентов бюджетные места на экономических, юридических и педагогических факультетах и добавить их техническим специальностям - таким, как физматнауки, автоматизация и управление, информатизация и т. д.

Эти шаги сопровождались массовой агитацией и пропагандой в пользу поступления в технические университеты. И вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Весной, когда одиннадцатиклассники подавали заявления на сдачу ЕГЭ, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рапортовала о том, что в этом году на предметы, относящиеся к естественным и точным наукам, записалось значительно больше выпускников, чем в прошлом. Так, число желающих сдавать химию выросло на 30 процентов, информатику - на 17, физику - на 15. "Это значит, что при поступлении в вузы ребята будут выбирать технические направления подготовки", - уверяла она. Но нынешняя вступительная кампания показала: никакие стенания о том, что в стране перепроизводство юристов-экономистов-менеджеров, а рынок с распростертыми объятиями ждет инженеров, конструкторов, технологов и строителей, ситуацию не изменили. На сегодняшний день многие технические вузы явно недобирают студентов даже на бюджетные места. Особенно это заметно в региональных институтах и университетах. Не на руку им и общее уменьшение количества выпускников, связанное с демографической ямой. "Сегодня каждый второй выпускник школы при желании может получить высшее образование за государственный счет, - говорит директор департамента профессионального образования Минобрнауки Артемий Никитов. - Сами посудите: из школ выпустились 840 тысяч человек, а бюджетных мест насчитывается 448 тысяч. На практике это означает небольшой конкурс в вузах, множество студентов, не всегда способных учиться, которые через несколько лет превратятся в профнепригодных специалистов". Во многих технических вузах, для того чтобы поступить на бесплатные места, достаточно набрать 150-180 баллов за три экзамена - чуть больше, чем по 50 баллов за каждый. В переводе на знакомую всем пятибалльную систему это банальные трояки. С таким уровнем знаний постигать сложнейшие точные науки будет нелегко. Можно заранее прогнозировать, что далеко не все поступившие дотянут до диплома, но даже если дотянут, то о качестве такого специалиста говорить не приходится. При этом на гуманитарные факультеты проходной балл составляет не менее 215.

Не зажигает Справедливости ради надо сказать, что эта проблема характерна не только для России - нехватка инженерно-технических кадров в последние годы стала головной болью практически всех развитых стран. В США давно смирились с тем, что основную массу студентов, изучающих физику, математику и другие сложные предметы, составляют выходцы из других стран, большей частью из Юго-Восточной Азии. Известная шутка о том, что в американских университетах русские преподаватели обучают математике китайцев, недалека от истины. Такая же картина во Франции - там, правда, проблема существует на уровне магистратуры. Многие студенты, изучающие точные науки, в конце концов отдают предпочтение финансам. Не хотят корпеть над физикой и кибернетикой и молодые британцы, у них в моде свободные профессии - дизайнеры, художники, журналисты и т. д.

В чем же дело? Первое, что приходит в голову, - это разница в зарплатах. Но если не брать в расчет топ-менеджеров, доходы которых действительно зашкаливают, то в остальных профессиях заработки сопоставимы. Причем не только за рубежом, но и у нас. Так, по словам президента рекрутингового портала SuperJob.ru Алексея Захарова, стартовые зарплаты технических специалистов сейчас выше, чем у гуманитариев и экономистов. Для сравнения: у экономиста, юриста и бухгалтера это 20 тысяч рублей, у инженера-проектировщика - 27 тысяч рублей, у программиста - 30 тысяч рублей. За последние годы заработки инженеров растут гораздо быстрее, чем у представителей других профессий. Причина проста - спрос превышает предложение. В результате компании вынуждены переманивать специалистов друг у друга, предлагая им более высокие заработные платы.

Но если дело не в деньгах, то в чем же? В качестве главной причины эксперты называют( моду. Эта неуловимая субстанция очень трудно поддается анализу и еще меньше прогнозированию. Ну не модны нынче профессии "реального сектора", не престижны. Молодежи кажется, что заниматься строительством, возводить мосты, работать на заводах, копаться в схемах "не прикольно". Она больше склоняется в сторону сферы услуг, особенно финансовых. В этом плане показателен пример Германии - страны с огромными инженерными и конструкторскими традициями. Еще в 60-е годы труд инженера вызывал особое уважение у 41 процента жителей ФРГ, но с тех пор его привлекательность в глазах немцев постоянно падала. В этом году лишь 22 процента опрошенных включили инженеров в список из пяти самых уважаемых ими профессий. В результате немецкие технические вузы каждый год с трудом набирают первокурсников. И сейчас Германия, которая всегда славилась своими техническими кадрами, вынуждена приглашать их из-за рубежа. Что уж говорить о России, где престиж этой профессии и раньше был невысок.

Без базы Конечно, и правительство, и общество проблему осознают и пытаются тенденцию переломить. В последние годы много говорится о необходимости развивать высокие технологии и создавать инновационную экономику. Амбициозные проекты вроде Сколкова обещают прорыв на этом направлении и призваны пробудить интерес молодежи к точным и прикладным наукам. Немалые средства инвестируются в создание исследовательских центров в самих университетах. Так, Национальный исследовательский технический университет "МИСиС", получивший этот статус, а заодно и деньги на развитие менее двух лет назад, уже пожинает первые плоды. "В этом году к специальности "Экономика и управление на предприятии" интерес у абитуриентов снизился в два раза, в то время как по технической конкурсной группе число заявлений увеличилось более чем на треть, - говорит Владимир Кузнецов, заместитель начальника учебно-методического управления НИТУ "МИСиС". - При этом инновационные направления ("наноматериалы", "материаловедение и технология новых материалов") теснят традиционные ("металлургия")".

Процесс пошел? Да, если речь идет о топовых университетах страны. Но их-то немного. Что же касается вузов средней руки, не говоря об аутсайдерах, то там ситуация аховая. Для подготовки специалистов современного уровня прежде всего нужна серьезная материально-техническая база, а ее-то во многих российских вузах как раз и нет. Большая часть оборудования на сегодняшний день физически и морально устарела, в лабораториях не хватает приборов и реактивов, студенты порой неделями ждут очереди, чтобы поработать над своими проектами. И это, конечно, популярности высшему техническому образованию не добавляет.

Учи математику Устав ждать перемен, компании, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, сами пошли в школы и вузы. Так, технологическая компания "Ситроникс" запустила проект "Учи математику!". Работая в сфере высоких технологий, она на себе почувствовала дефицит высококлассных специалистов. Дело дошло до того, что руководство вынуждено было переманивать бывших российских инженеров из-за рубежа. В результате, чтобы заинтересовать ребят алгеброй и геометрией, компания организовала российско-французскую олимпиаду по математике имени Пьера Ферма среди школьников и студентов. Победителей отборочного тура пригласили во Францию, где в научно-исследовательском центре Crolles 2 под Греноблем и состоялся финал. Заодно участников познакомили с работой современного высокотехнологичного предприятия.

Плотно работает со школьными учителями и студентами педвузов и компания Microsoft, помогая им воплотить в жизнь свои новаторские идеи на базе современных технологий. Представители Intel подписали договор о сотрудничестве с Нижегородским государственным университетом. Причем речь идет не о банальном устройстве на практику. Взаимодействие начинается еще на уровне составления учебных планов, чтобы студент мог получить знания, которые действительно пригодятся по окончании вуза, а работодатель - квалифицированного IT-специалиста, которого не надо переучивать на рабочем месте. И таких примеров много.

Работодатели не сидят сложа руки - они уже давно пытаются готовить специалистов под себя. Создают корпоративные факультеты, оплачивают будущим сотрудникам обучение в магистратуре, выдают кредиты на обучение или доплачивают стипендии.

Ждем перемен На самом деле проблема лежит еще глубже. Как сказал "Итогам" известный математик, лауреат Абелевской премии Михаил Громов, обучение точным предметам отстает в России от современного уровня развития науки лет на сто. Причем это касается как высшего образования, так и среднего. Значит, начинать модернизацию, по мнению ученого, надо со школы. Ломать устаревшие подходы и методики преподавания, показывать, что математика - это не голая абстракция, которая никогда не пригодится в жизни, а красивая и увлекательная наука, и без нее невозможно решить ни одной из тех проблем, что ждут человечество в недалеком будущем. Для этого необязательно усложнять школьную программу - ее надо сделать более живой и приближенной к жизни.

Наверное, следовало бы возродить и такое понятие, как "профориентация", которое ушло в прошлое вместе с Советским Союзом. Ведь одна из причин дефицита инженерных кадров состоит в том, что молодые люди не представляют себе конкретное место, на котором будут работать, если закончат технический университет. Наверное, неплохо было бы, если бы школьники почаще бывали в цехах продвинутых компаний, где стоят не ржавые допотопные станки, а суперсовременное и навороченное оборудование. Психологи идут еще дальше и предлагают начинать работу по профориентации еще в... детском саду. "Время до школы это очень интенсивный период для восприятия, для усвоения труда как ценности, считает профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Пряжников. В этом возрасте ведущая деятельность дошкольников все-таки игровая. А играют дети во что? В профессии... И не использовать такую возможность для трудового воспитания было бы не совсем правильно". Может, пришло время возродить кружки юных техников?

Все это - задача государства. Необходима глубоко продуманная политика, включающая все звенья образовательного процесса - от детского сада до магистратуры и аспирантуры. И в первую очередь нужно качественно изменить подготовку инженерных кадров, приблизить ее к современным достижениям науки и техники. Кстати, на прошлой неделе из Загреба, где проходила Международная физическая олимпиада для школьников (IPhO), вернулась наша команда из пяти человек. Все пятеро привезли медали - одну золотую, три серебряные и бронзовую. В том-то и парадокс: умом Россию Бог не обделил, но вот что с ним делать - не подсказал.

Врез Рейтинг запросов работодателей % от всех запросов Менеджер по продажам 7,43 Квалифицированный рабочий 6,49 Инженер 5,47 Бухгалтер 4,01 Водитель 3,43 Продавец 3,28 Торговый представитель 2,46 Неквалифицированный рабочий 2,12 Секретарь 1,67 Врач 1,62 Источник: SuperJob.ru