Мониторинг ВОШ 02.07.2012-09.07.2012

03.07.2012
Областная газета (Иркутск)
На Ольхоне открылся детский экологический лагерь

2 июля в бухте Улан-Хушин на острове Ольхон состоялось торжественное открытие первого сезона эколого-туристского лагеря «Ольхон» Иркутского областного отделения «Всероссийского общества охраны природы».

Как сообщили в пресс-службе администрации города Иркутска, в этом сезоне в лагере будут отдыхать школьники областного центра и Иркутского района. В полном составе прибыла и команда Забайкальского края, награжденная бесплатными путевками за победу на I Международной олимпиаде по байкаловедению.

Совместно со специалистами областного отделения Всероссийского общества охраны природы ребята станут участниками проекта по обустройству территорий таких памятников природы, как урочище Песчанка, мыс Хобой, Саган-Хушин, будут заниматься разъяснительной работой среди отдыхающих. Итоги работы будут представлены в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Всего в течение трех сезонов в лагере «Ольхон» отдохнет свыше 300 детей Прибайкалья.

03.07.2012
Звезда (Становое)
Радость, помноженная на ответственность

В День российской молодежи в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого 58 юношам и девушкам в возрасте от 14 до 30 лет, проявившим себя за школьной партой, в профессии, искусстве или в общественной работе, были вручены заслуженные награды. С праздником виновников торжества, прибывших из всех районов нашего региона, поздравил глава администрации Липецкой области О.П. Королев.

- Быть лучшим не только почетно, но и очень ответственно. ...Вы преуспели в учебе, доказали свои силы в общественных делах, культуре, спорте. Но нельзя прекращать работать над собой - учиться и стремиться к успеху нужно на протяжении всей жизни, - с такими напутственными словами обратился к собравшимся Олег Петрович.

Для многих ребят, в том числе и для нашего Сергея Афанасьева из Берёзовки, это был первый торжественный прием в жизни, хотя список достижений у каждого, и у Сережи тоже, уже не маленький.

С. Афанасьев с отличием окончил десятый класс Ламской средней школы (до этого 9 лет обучался в Берёзовской). Он активный участник научно-практических конференций школьного, муниципального, регионального уровней. Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, информатике. Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, участник ее заключительного этапа.

Принимал участие в Интернет-олимпиадах по математике (Диплом I степени), физике (Диплом II степени), информ-технологиям (Диплом I степени).

Сергей регулярно посещает занятия детских объединений «Меткий стрелок», «Этнографический кружок». У него огромная нагрузка в учебном секторе класса, он очень добросовестно относится к общественным поручениям, постоянно стремится к самосовершенствованию, умеет держать слово, всегда отвечает за свои слова и поступки. Целеустремленный, самостоятельный, вежливый, тактичный, скромный, он давно завоевал авторитет у сверстников, земляков, является лидером в школе.

- Мы видим, что у нас есть достойный резерв, - отметил в своем выступлении на мероприятии председатель областного Совета депутатов П.И. Путилин, и мы не без гордости посмотрели на нашего Сережу.

Ему очень понравился областной праздник. Он искренне благодарил районное руководство за возможность побывать на нём, получить награду за свои успехи из рук первых лиц области.

Парень с огромным удовольствием слушал живую инструментальную музыку, прогуливался по территории близ театра, где прямо на открытом воздухе, рядом с ним, выступали музыканты и циркачи, творили художники.

03.07.2012
Знамя Октября (Доброе)
СЕМЬЯ - ЛЮБВИ ВЕНЕЦ

Большой праздник, посвящённый Дню семьи, любви и верности, состоялся в Добровском Доме культуры. Начало было неожиданным и символичным: Все мы - дети великой державы. Все мы помним заветы отцов.

Ради Родины, чести и славы Не жалей ни себя, ни врагов.

Зал слушал стоя. Да, это было хорошо известное всем "Прощание славянки". Независимо от того, кто марш исполняет - духовой оркестр или хор - и мелодия, и слова всегда вызывают всплеск чувств. А здесь на сцене была семья: отец, мать и двое маленьких детей. В едином порыве звучали их голоса. И становилось понятно, почему мы выстояли в годы Великой Отечественной, когда мужья воевали, а жёны и дети ждали их всем сердцем и отдавали фронту всё до последнего. И почему говорят: семья - ячейка общества, крепка семья - крепка держава. Все святые, добрые помыслы и все добрые дела должны начинаться в семье, что как раз и подчеркнули в своих выступлениях заместитель главы района Д.И. Сладков и председатель районного Совета депутатов А.В. Золотухин. Именно так было у князей муромских Петра и Февронии, являвших образец любви и верности и потому ставших мудрыми наставниками жителям города и округи, о чём напомнил настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Ведерников.

Такова семья Алексея Потаповича и Олеси Александровны Сотрута. Папа со своими старшими, школьниками Настей, Аней и Илюшей (а всего детей - пятеро), и начинал праздник. В Порое их хорошо знают: отец Алексий - настоятель местного храма Михаила Архангела. С сельчанами у него тёплые, доверительные отношения - как и с домочадцами. Живут ладно, в любви и согласии, поддерживая друг друга и сострадая ближним и дальним, живут общими интересами. Одно из увлечений - музыка: нельзя было без волнения слушать в их исполнении ещё и пасхальные песнопения и украинскую народную песню "Солнце низенько, вечер близенько".

А впрочем, у каждого из участников праздника было то, что и отличает от других, и одновременно объединяет.

Вот Животворевы из Махонова: Светлана Александровна и Виктор Сергеевич, у которых замечательные сын и дочь. Сергей минувшей весной побывал на Всероссийской олимпиаде школьников по технологии в Армавире и занял почётное второе место, отличник учёбы. Мебель, сделанная его руками, красива, добротна - сразу видно: изготовлена от души, потому и радует.

Супруги Татариновы - из Волчья. Владимир Иванович - зоотехник-селекционер местного хозяйства, не раз отличавшийся в областных конкурсах. Галина Александровна - заведующая детсадиком. Эти люди, преданные сельскому хозяйству, и сын Слава - первый их помощник в домашних делах.

Петра Ивановича Шумилова знают не только в Кривце: он стал победителем II Всероссийского конкурса пастухов. Он может всё: построить дом, сложить печку, сделать мебель, вылечить домашних животных. Вместе со своей супругой Надеждой Алексеевной уже 37 лет. У них пятеро детей и восемь внуков. Один их сыновей - механизатор, другой - повар, двое дочек - педагоги, третья - модельер.

Много добрых слов было сказано об Александре Ивановиче Каравайцеве. Он - шофёр ООО "Путятинский", его портрет на районной Доске Почёта. Сын - тоже Александр, будущий пятиклассник. Елена Николаевна - медсестра. Их уважают и ценят односельчане. Всё лучшее Каравайцевы переняли от своих родителей, потомственных крестьян, всегда готовы прийти на помощь.

На сцену поднимались люди разных профессий. И, конечно же, учителя. Это Ирина Умаровна и Альберт Ираклиевич Хахишвили из Большого Хомутца, у которых пятеро талантливых детей. Они занимаются спортом, танцуют, рисуют и прекрасно поют (не раз становились победителями и призёрами районных и областных конкурсов).

Это Наталья Викторовна и Николай Михайлович Герасимовы из Доброго. По их стопам пошла и дочь Елена, которая окончила педагогический университет, а теперь оканчивает и аспирантуру.

В селе Панино хорошо знают семью Крючковых, хотя живут они здесь всего четыре года. Елена Викторовна - воспитатель детсада и учитель средней школы. Сергей Николаевич - предприниматель. Их дети: Виктор - уже студент, Арина - школьница, Дима ещё маленький.

Симаковы явились на праздник почти в полном составе: мама, Татьяна Андреевна, учитель Борисовской школы, и трое маленьких деток. Папа, Владимир Валентинович, слесарь НЛМК, был в то время на работе. А знают его как замечательного, заботливого, отзывчивого человека.

В честь виновников торжества выступали юные танцоры. А хорошие песни исполняли не только работники Дома культуры, но и те, кого в тот день чествовали, люди, профессионально занимающиеся музыкой. Например - Алла Валентиновна и Вячеслав Викторович Игонины, педагоги, организаторы и руководители. Их три сына тоже пробуют себя в музыке, хореографии. А вот Певневых из Коренёвщина представляли три поколения: Юрий Евгеньевич - преподаватель Липецкой детской школы искусств, его дочь Людмила Юрьевна - тоже музыкант, внучка Валерия, которая связала свою жизнь с искусством (играла в школьном Пушкинском театре, пела на сцене местного Дома культуры и Добровского, прекрасно учится в колледже искусств имени Игумнова). Их выступление поистине украсило праздничную программу.

От всей души поздравляли в тот день Наталью Ивановну Яковлеву из Преображеновки, Николая Владимировича Зобнина из Трубетчина, Владимира Ивановича и Веру Михайловну Кабановых из Замартынья, Ивана Романовича и Александру Андреевну Чекмасовых из Каликина, Владимира Ильича и Марину Александровну Труновых из Доброго (Марина преподнесла всем музыкальный подарок: она непременная участница и победитель районных и областных конкурсов, фестивалей).

Да и ведущих - Инну Старкову и Сергея Фролова - тоже поздравили: их молодые семьи в самом начале своего пути, но уже имеют свой хороший опыт. И потому их пожелание было искренним.

Для души семья - отрада, Дети есть - и счастье есть!

Это таинство влюблённых, Клятвой верности сплочённых, Общим счастьем окрылённых: Ведь семья - всему венец!

02.07.2012
Эксперт-Урал
Недетский труд

Государство призвано не поддерживать «вундеркиндов», а создавать условия для проявления способностей всех детей. Для этого необходимы развивающая среда, новые образовательные площадки для повышения квалификации педагогов и постоянная работа экспертного сообщества

Вениамин Расин

Фото: Алексей Белоусов

Конфликт, всю весну державший в напряжении интеллектуальную элиту страны, погашен: в конце мая на обсуждение общественности вынесен «Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов».

Напомним, еще в 2008 году группа известных ученых и учителей направила президенту РФ письмо о необходимости поддержки и развития сети технических и гуманитарных школ, гимназий и лицеев, а также сети заочного, дистанционного образования. Цель - выявление наиболее способных и мотивированных к учебе детей. Дело в том, что для таких детей чрезвычайно важна среда, в которой они учатся, а она создается в равной мере учителями и увлеченными учебой ребятами; подобные школы (и интернаты) должны быть равномерно распределены по всей территории России; важно создавать их при ведущих университетах страны. Финансироваться должна собственно работа с детьми.

Президент отреагировал: по его поручению группа инициаторов в соавторстве с Минобрнауки разработала проект Концепции работы с молодыми талантами, получивший название Колмогоровского (по имени Андрея Колмогорова, величайшего русского математика ХХ столетия, создателя современной теории вероятностей и организатора физматшколы при МГУ: это он считал, что таланты надо растить по всей территории страны).

Однако 27 февраля 2012 года на утверждение президиума Госсовета был представлен совсем другой документ, подготовленный Комиссией по ЕГЭ и работе с одаренными детьми при администрации президента. Президентская концепция предложила «нормативно закрепить понятие одаренности», отобрать «эффективные методики психолого-педагогической диагностики и развития одаренности», публиковать «единый общероссийский реестр особо одаренных ... с указанием открытых для общественного доступа рейтинговых данных об их участии и победах в различных творческих и конкурсно-соревновательных мероприятиях» в интернете. Детям, признанным одаренными, и учителям, которые их готовят, давать гранты. А для этого создать специальный фонд. Таким образом, финансовый акцент в проекте чиновников был сделан на формализации результата: тесты - гранты - фонды.

Но, во-первых, подобная система травмоопасна для детской психики. Во-вторых, методики отбора гениев педагогической науке не известны. В-третьих, схема финансирования чрезвычайно затратна и коррупционноемка. Этим список претензий не исчерпывался.

Общество взорвалось - и победило. Конечный, утвержденный вариант концепции содержит две стратегические установки. Первая - недопустимость селекционного подхода: «Каждый человек талантлив. Добьется ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать одаренность». Вторая - ответственность государства за предоставление каждому ребенку равных возможностей для развития: не отбор отдельных личностей, а создание системы роста творческого потенциала всех «независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».

Однако рано радоваться. В проекте интегрированного закона об образовании, который должен быть принят в ближайшее время, типология школ как звеньев этой самой «системы роста» отсутствует. А значит, что ни лицеев, ни гимназий, ни спец­школ закон не предусматривает - в полном соответствии со скандальной концепцией, по которой они превратились в элитарные и несостоятельные заведения для детей обеспеченных родителей и должны быть разогнаны.

О том, как живут сегодня специализированные учебно-научные центры (СУНЦ), почему они оказались вне закона и как на деле наладить работу с мотивированными к учебе детьми, рассказывает директор СУНЦ УрФУ, кандидат физ.-мат. наук, доцент Вениамин Расин.

Не белая ворона

- Вениамин Вольфович, президентская концепция предлагала вас разогнать, а затем с нуля строить сеть учреждений, которые будут детьми заниматься, подобно СУНЦ.

- Это чисто большевистский подход: все уничтожить, а затем... Вместо того, чтобы аккумулировать и развить то лучшее, что есть.

- Но вас нет: понятие СУНЦ в законе об образовании отсутствует.

- Формально так, мы вне правового поля: в 89-м и 90-м вышли постановления правительства СССР, правительства РСФСР и министерства образования о создании специализированных учебно-научных центров, а в закон об образовании мы не попали. Но интерес государства к таким центрам, безусловно, есть.

- Как построена ваша работа, что отличает СУНЦ от обычной школы?

- Самое главное - наши дети хотят учиться. В обычной школе такой ребенок - как белая ворона, ему очень трудно, потому что окружение не хочет учиться, а ему интересно и нужно. У нас совсем другой моральный климат - настрой на то, что учиться не только престижно, но и, главное, интересно. Тем более что с ребятами у нас нередко занимаются кандидаты наук и профессора, которые читают лекции в университете. Как вы понимаете, это повышает качество преподавания, да и у вузовских преподавателей манера общения с учениками совсем другая - более «взрослая», доверительная. От обычной школы нас отличает демократичный стиль общения с детьми. Это не означает, что дети нам на голову садятся, но диктата нет. И детям это нравится.

Очень важный момент - все классы у нас профильные. Наши ребята учатся, как правило, по авторским программам. Материал, который мы даем по профильным предметам, намного шире, чем в обычной школе. Это достигается за счет того, что в учебном плане на них добавлены часы. Разумеется, мы проводим дополнительные занятия: спецкурсы и факультативы. Правда, на все факультативы и спецкурсы, которые хотелось бы ввести в расписание, возможностей коллектива не хватает. Да и возможности детей не безграничны: занятия заканчиваются в 15:15, а в 17:00 мы ребят, как правило, отпускаем. Поэтому получается не более одного дополнительного мероприятия в день.

Ремонт социального лифта

- В концепцию возвращен колмогоровский тезис о расширении сети спецшкол, гимназий и лицеев для мотивированных детей, которая должна быть равномерно распределена по всей территории России, о развитии системы заочного и дистанционного образования. Что говорит опыт СУНЦ?

- Опыт говорит, что сначала надо найти этих детей, подготовить их, поднять до какого-то уровня. СУНЦы как раз и должны стать теми центрами, которые могут дать шанс мотивированному ребенку.

В глубинке ведь много одаренных детей, но их родители часто не могут позволить себе отправить ребенка за пределы населенного пункта. Но у нас, к сожалению, до сих пор не было возможности ездить даже по Свердловской области и устраивать экзамены - это проблема финансирования. Наладить бы этот процесс сначала по области. А потом выйти на регионы Большого Урала: наметить несколько пунктов, заранее через интернет объявить о проведении экзамена. Можно передавать информацию и через наших ребят, которые из разных городов приехали... Мы активно общаемся со школами в регионах, готовы контактировать с местными властями в субъектах РФ, городах. Очень помогает в организации этой деятельности УрФУ. Но вообще-то государству нужно систему мер разрабатывать. Чтобы охватывала она не только благополучных детей в крупных городах, но и ребят из мало­обеспеченных семей в любой глубинке. Социальные лифты нужны. У нас были примеры, когда поступали ребята из глухих деревень, прилично учились и оканчивали престижные вузы. Конечно, у учителей в школах ревность по отношению к нам: их понять можно - самые способные уходят... Но в первую очередь нужно думать о детях. А в лицее у них однозначно больше возможностей.

- Много ли детей теряется из-за того, что вы не можете вступительные экзамены в регионах организовать? Сейчас сколько приезжих учится?

- Конкретное число детей, которые могли бы у нас учиться, но по разным причинам не приезжают, я назвать не готов - нет такой статистики. Сейчас в общежитии проживает около 180 человек. Это в основном ребята из Свердловской области. Однако к нам приезжают учиться и из Тюменской, Челябинской, Курганской областей, с Ямала, из Югры, Пермского края и других регионов.

- А экзамены - единственный путь для поступления в СУНЦ?

- Нет. Мы принимаем без экзаменов ребят, успешно выступивших на олимпиадах не ниже регионального уровня. Кроме того, ежегодно проводятся открытые олимпиады СУНЦ: тех, кто хорошо себя показал, тоже берем без экзаменов. В марте вместе с УрФУ организовали первый открытый математический турнир: приехали 48 команд. В следующем учебном году тоже вместе с университетом запустим дистанционные курсы для 9-х классов по физике и математике.

Фото: Алексей Белоусов

Учить учиться, а не сдаваться

- Как изменился за 20 лет уровень знаний старшеклассников, которые к вам приходят?

- Я бы не сказал, что он снижается, во всяком случае, набор в физико-математические классы в этом году, как мне кажется, лучше предыдущего.

- Введение ЕГЭ повлияло на качество подготовки?

- Пока не в лучшую сторону. Начнем с того, что в связи с ЕГЭ в школе экзаменов по существу нет. Чтобы окончить школу, надо только не иметь итоговых двоек (без этого к ЕГЭ не допустят) и сдать на положительную оценку ЕГЭ по русскому языку и математике. И выпускник готов! А в аттестат ему ставят оценки по текущим результатам. То есть результаты ЕГЭ на оценках в аттестате никак не сказываются. Далее - задания ЕГЭ специфические. Объясню на примере математики: если ребенок более или менее соображает, ему не так трудно «набить руку», чтобы решить все задачи из части В и две-три - из С. Это обеспечит очень приличный балл - примерно 75 из 100. Но для развития человека решение этих задач ничего не дает. Я сейчас в университете читаю алгебру трем группам, спрашиваю у ребят, чем они занимались в 11-м классе. Говорят, решали задачи ЕГЭ. То есть они не математику изучали, а там должна быть серьезная математика, а решали задачи, нужные для сдачи ЕГЭ.

И главное. Мы тоже готовим к ЕГЭ, но на консультациях, то есть учебное время на это не тратим. И наши-то дети мотивированы на учебу. А я не очень понимаю, как учитель в обычной школе может мотивировать ребенка, чтобы он учился в 10 - 11-м классе, если тот знает: напишу ЕГЭ по русскому и математике - и все, школу закончил.

- Получается, провал в обучении происходит в последних классах из-за того, что начинается натаскивание на ЕГЭ.

- ЕГЭ в решении задачи получения образованных людей не помогает. Как один из способов проверки качества знаний это неплохо, но ставить все только на ЕГЭ не совсем правильно. Для преподавателей СУНЦ это принципиально. Поэтому наш лицеист отличается от обычного школьника уровнем подготовки.

- ЕГЭ - еще и способ проверки качества подготовки абитуриентов. Как поступают в вузы ваши выпускники?

- Приведу пример по прошлому году, правда, нетипичному: было всего 93 выпускника, обычно у нас около 250 выпускников. Так вот 56 человек поступили в УрФУ, 12 - в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, остальные - в вузы Екатеринбурга. Иногда выпускники поступают в зарубежные вузы, но в прошлом году таких не было. Всего с 1997 года у нас 2950 выпускников, в вузы поступили 2819.

- А к олимпиадам вы как относитесь, по их результатам тоже можно поступать?

- Олимпиады - это спорт. Не все этим могут заниматься. Иногда человек очень глубокий, хорошо знает предмет, но быстро решить задачу не может. А домой приедет, чаю попьет и решит их все. Уровень подготовки и победа на олимпиадах связаны, но прямой зависимости нет. Известны случаи, когда школьники даже на международных олимпиадах высокие места занимали, а потом никак себя не проявляли.

Кадры, деньги, два стола

- Вы говорите о ревности учителей обычных школ, когда их дети уходят к вам. А сами учителя в СУНЦ попасть не стремятся? Молодежь, мы видели, у вас есть. Материально мотивируете?

- Да что вы, ставка учителя - 5 тысяч! Со всеми выплатами (за стаж, за категорию и т.п.) не более 10 тыс. рублей получается. Конечно, если крутиться, можно заработать более или менее приличную сумму. Аудиторная нагрузка у нас немного меньше, чем в обычной школе (в общую нагрузку включается 3 часа консультаций и 3 часа на методическую работу). Хотя методической работой надо заниматься гораздо больше. Да, молодежь к нам приходит - как правило, наши же выпускники. Многие преподаватели не уходят главным образом потому, что в лицее учатся особенные дети, и с ними интересно работать. Но если ничего не будет сделано, чтобы стимулировать людей, через несколько лет кадры станут проблемой.

- А вообще, на что вы живете?

- Мы - структурное подразделение

УрФУ, а университет - это автономное образовательное учреждение. Ему дается субсидия в соответствии с госзаказом. Из субсидии выделяются средства и нам: на зарплату преподавателям, питание учащихся, частично на коммунальные платежи. У нас есть и собственные деньги: родительская плата и средства от платной образовательной деятельности. Этих денег хватает на погашение недостающей части коммунальных платежей, поддержку в рабочем состоянии материально-технической базы и организацию поездок учащихся на олимпиады и конференции. Собственных средств на развитие практически не остается.

- Сейчас у СУНЦа появился дополнительный ресурс: УрФУ получил деньги по программе развития. Что бы вы хотели радикально улучшить?

- Обновить материальную базу. Университет за счет этой программы выделил средства на приобретение физической лаборатории (6,2 млн рублей) и на обновление компьютерной техники для мультимедиа (2,6 млн рублей). Самостоятельно таких денег мы никогда бы не нашли.

А голубая мечта - новое здание: есть прекрасный проект. Но на него надо 600 млн рублей.

Ученый, воспитай ученика

- Один из авторов президентской концепции считает, что спецшколы нужно забрать от университетов и передать в прямое федеральное подчинение. Какие проблемы при этом возникнут?

- Я уже говорил, что не понимаю, почему к работе с детьми надо применять большевистский подход. Что будет с ними, если чиновники, посчитав наше существование нецелесообразным, откажут в финансировании? Прекрасно, если федерация напрямую возьмет на себя содержание и развитие таких учебных заведений, как наше. Не зря же Концепция, о которой мы говорим, утверждает именно ответственность государства за создание системы роста творческого потенциала талантливой молодежи. А в отношениях с УрФУ мы тогда могли бы перенести акцент на образовательную и воспитательную работу. Например, расширить дистанционное и заочное обучение, о котором говорит та же Концепция. Пока мы в структуре УрФУ, мы можем рассчитывать на заинтересованную и реальную поддержку университета.

- Но это же не только материальная поддержка?

- Внедренность в университет позволяет нам опираться на научный и педагогический потенциал его преподавателей. У нас большинство преподавателей - учителя. Они очень квалифицированные, и соотношение на зависть школам: один - на четырех учащихся. Но чтобы вовлекать детей в научную работу, надо самому ею заниматься. А наши возможности ограничены.

Сравните, в штате СУНЦ ни в Новосибирске, ни в Москве учителей нет: в них с момента создания работает профессорско-преподавательский состав. Положительный опыт накоплен в Новосибирске. Сибирское отделение Академии наук участвовало в создании физико-математической школы при университете (ныне СУНЦ Новосибирского университета) и сейчас курирует деятельность СУНЦ, активно ему помогает. Не говоря уже об университете: они даже расположены рядом, барьеров никаких. Кафедры и факультеты наделены полномочиями, с тем чтобы влиять на жизнь СУНЦ. Мы тоже хотели бы, чтобы наиболее сильные дети начинали уже с 10-го класса с кем-то контактировать.

- Какой вы видите оптимальную цепочку образования и науки?

- Необходима более живая связь с институтами и УрФУ, и УрО РАН. Хорошо, если бы директора институтов осознали это, и преподаватели, и профессора больше занимались бы с детьми. Чтобы развивался интеллект ребят, чтобы они со школьной скамьи знали, что наука, ее методы - это прекрасно и вполне достижимо.

Специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета (СУНЦ УрФУ) -нетиповое образовательное учреждение высшей категории, осуществляющее углубленное дифференцированное обучение по программам основного общего и среднего (полного) общего образования. Основан в 1989 году, официальный статус получил в 1990-м. Структурное подразделение УрФУ. Расположен в Екатеринбурге.Четвертый в стране (после Московского, Новосибирского и Санкт-Петербургской Академической гимназии) федеральный центр образования одаренных старшеклассников.

03.07.2012
Республика Башкортостан (Уфа)
Бесценное время

Деревянные «ходики» стали сенсацией всероссийской олимпиады школьников 2012 года Артур Фаттахов и учитель технологии Алексей Федоров рядом с чудо-часами из дерева. Часы идут и показывают точное время.

Свою работу ученик 8-го класса Артур Фаттахов из стерлитамакского лицея № 3 выставил на импровизированной аллее городского Арбата в День города вместе с другими поделками городских умельцев. Деревянные шестеренки мерно крутились, маятник качался, стрелки показывали верное время... Многочисленные зрители охали и ахали, а каждый второй стремился заглянуть внутрь, думая, что деревянного в часах только корпус и подвесная гиря, а сзади спрятан механизм с батарейками. «Никакого китайского моторчика. И впрямь настоящие!» - потрясенно восклицали «эксперты», а Артур вместе с учителем труда Алексеем Федоровым только улыбались: «Конечно, настоящие!» Учитель и ученик уже привыкли к такой реакции. Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии, состоявшийся в этом году в городе Армавире Краснодарского края, стал серьезным испытанием для башкирского паренька. Конкурсная комиссия, в составе которой были сплошь профессора и кандидаты наук, устроили ему настоящий экзамен по механике, чтобы убедиться - действительно ли он сам изготовил часы. В результате - абсолютная победа Артура среди 220 лучших работ школьников со всей России. - Статью белорусского инженера о том, как изготовить часы в домашних условиях, увидели в журнале «Сделаем сами», - рассказывают Артур и его учитель Алексей Федоров. - Вот и решили изготовить такие же, главное - разобраться в схемах!

Учитель технологии только отладил для ученика станки, все остальное он делал своими руками. Здесь пригодились семейные таланты - отец у Артура краснодеревщик, и дом буквально наполнен деревянными поделками. Весь год ежедневно Артур приходил работать в мастерскую после уроков. Механизм часов кропотливо создал по выверенным до миллиметра чертежам. В работе применялись липа, береза, из дуба сделаны трипы анкерного колеса, из фанеры - шестеренки. Важно было подобрать крепкие материалы, чтобы в течение многих лет они сохраняли форму и противостояли погодным изменениям.

Сперва Артур вытачивал шестерни и валы, четко отслеживая места расположения зубцов. Самой ювелирной работой стало изготовление хрупких стрелочек, арабских витиеватых цифр. После сборки механизма начинается важный этап, - отладка балансировки и регулировки хода, корректировка подвесных механизмов. Эти часы не просто образец столярного мастерства, они еще и четкий хронометр.

Напомним, что создавался шедевр не в заводских условиях, а на школьных станках в кабинете технологии. Однако насколько долговечна эта уникальная вещь?

- Часы практически вечные, - отвечают мастера. - Детали пропитаны паркетным лаком в вакууме, который создается... в кастрюле. Смазывали шестеренки графитом, то есть обычным простым карандашом.

Часы, конечно, не продаются. Да и с ценой на них определиться трудно - они уникальны. Это подарок ученика родной школе к ее столетию, которое отмечается в этом году. Поэтому «ходики» имеют собственное имя: «Счастливый путь». Кстати, в соответствии с указом президента России уже несколько лет победители всероссийского конкурса среди школьников пользуются правом на премию в размере 60 тыс. рублей. Как сообщили в школе, где учится Артур, соответствующие документы уже посланы в Москву.

Однако, судя по всему, деньги подростка мало интересуют. Этот талантливый юноша сумел взять личную высоту, доказав и себе, и всем окружающим, что нет недостижимых результатов, стоит лишь приложить труд, старание и вдохновение.

Кстати Первые деревянные часы изготовил вятский мастер-самородок Николай Бронников, который жил в первой половине ХIХ века. В те времена и металлические карманные часы считались немалой редкостью, а уж часы из дерева удивили весь мир. До сегодняшнего дня в мире сохранилось четыре экземпляра бронниковских часов, один экземпляр находится в Дрезденском физико-математическом музее и три - в Политехническом музее в Москве.

03.07.2012
Тихоокеанская звезда (Хабаровск)
Победителям - 750 тысяч рублей

В крае стартует конкурс на получение грантовой поддержки программ работы с одаренными детьми. Министерство образования и науки края приглашает принять в нем участие общеобразовательные учреждения региона. Предметом конкурса является предоставление грантовой поддержки по организации работы с одаренными детьми с привлечением ученых высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов.

На конкурс принимаются программы сопровождения одаренных детей по математике, естествознанию, обществознанию, филологии, искусству, технологии, физической культуре.

Грантовая поддержка по решению экспертной комиссии распределяется между программами-победителями в виде целевой безвозмездной субсидии в размере 750 тысяч рублей сроком на один год.

Программа взаимодействия общеобразовательных учреждений с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами Хабаровского края должна содержать систему выявления одаренных детей, увеличение доли педагогов, организующих работу с такими детьми, организацию подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня, подготовку к научно-исследовательской деятельности в различных формах, использование программно-методического обеспечения повышенного уровня при подготовке учащихся к олимпиадам, сетевое взаимодействие с другими общеобразовательными учреждениями, пропаганду деятельности учреждения образования в средствах массовой информации, проведение семинаров, конференций для педагогических работников, а также оказание консультативной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.

Грантовая поддержка предоставляется сроком на один год. Потратить деньги разрешается на разработку образовательных программ работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, краевого, заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников; разработку образовательных программ по научно-методическому сопровождению одаренных детей; привлечение к реализации программы внешних организаций на договорной основе; оплату труда специалистов в рамках реализации образовательных программ.

04.07.2012
Парламентский вестник Калмыкии (Элиста)
Калмыцкие школьники успешно сдали ЕГЭ-2012

Федеральная предметная комиссия перепроверила результаты ЕГЭ калмыцких школьников и грубых нарушений не нашла. Но потребовала снижения баллов в работах выпускников. Региональная экспертная комиссия с этим не согласилась и доказала свою правоту В 2012 году в Калмыкии ЕГЭ сдавало более двух с половиной тысяч школьников, а также выпускники прошлых лет. Сравнивая результаты калмыцких выпускников с результатами 2011 года, можно говорить об успешной сдаче ЕГЭ. Так, в этом году больше школьников, набравших 80 баллов по таким предметам как биология, русский язык, химия, английский язык, литература.

САМЫЙ ВАЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЕГЭ САМЫМ ВАЖНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЕГЭ-2012 СПЕЦИАЛИСТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ РК СЧИТАЮТ ТО, ЧТО большинство выпускников справилось в необходимом объеме с заданиями базового уровня. Наиболее высокая плотность распределения тестовых баллов находится в области от 50 до 70 баллов.

Как объяснили в профильном министерстве, такой высокий результат показали выпускники школ, успешно освоившие образовательные программы по этим предметам, призеры и победители регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников, участники углубленного изучения предметов, выпускники инновационных образовательных учреждений республики.

В конце июня федеральная предметная комиссия проводила перепроверку работ. Грубых нарушений комиссия не установила. Но не согласилась с баллами в части работ учеников. К примеру в 86-ти работах по истории, по мнению комиссии, требовалось снижение на 1-3 балла, в 16 - на 4-7 баллов, а в четырех- повышение на один балл. Такая же ситуация с работами по математике: в 54-х требуется снижение на 1-2 балла, в единичных случаях - на 4-7. Снижения баллов требовала комиссия и в 93-х ЕГЭ по химии. В двух случаях потребовала прибавления по одному баллу. В 528-ми работахпо русскому языку требуется снижение баллов на 1-9 баллов, в единичных случаях - на 10-16. Повысить на один балл требуется в двух работах.

ЧТО НАСТОРАЖИВАЕТ МИНОБР РК?

Калмыцкая экспертная комиссия не согласилась с частью результатов перепроверки. Она оспорила результаты одной работы по истории, 28-ми - по химии, 12-ти - по математике, 404 работам (386 работ частично и 18 полностью) - по русскому языку. Федеральная предметная комиссия согласилась с окончательными результатами, выставленными калмыцкой экспертной комиссией.

В целом результаты ЕГЭ таковы: по общеобразовательным предметам по выбору процент обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов, установленный Рособрнадзором, ниже подобного параметра по стране. Исключение составляют только результаты по информатике - у нас 18,8 процента школьников не преодолели необходимый минимальный порог, тогда как в целом по стране это 11,1 процента от общего числа школьников, сдававших этот предмет. В этом году больше выпускников получили неудовлетворительный результат на ЕГЭ по информатике, истории, химии, географии. "Этот факт не может не настораживать", - отметили "ПВК" в профильном ведомстве.

В этом году зафиксированы четыре случая нарушения порядка проведения ЕГЭ. Все они связаны с использованием школьниками Интернета. Все они не допущены к пересдаче ЕГЭ в резервные дни, а результаты их работ аннулированы. "Мне совершенно не нравится сегодняшнее положение с результатами ЕГЭ. Я обращаюсь к депутатам Народного Хурала, председателю калмыцкого парламента Анатолию Козачко. Мы должны обратиться в Госдуму России, Совет Федерации России в связи с некоторыми публикациями, которые вышли в последние недели в федеральных СМИ. Там прямо ставят под сомнение результаты ЕГЭ по русскому языку в национальных республиках... Как можно вообще ставить проблему таким образом? Всегда было так, что в национальных республиках русский язык знали лучше, чем где-либо. Калмыкия всегда была высокообразованной и грамотной республикой. Поэтому я считаю, что мы должны обратиться к депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, чтобы эти нападки на систему калмыцкого образования в частности были прекращены".

Из выступления Людмилы БАЛАКЛЕЕЦ, депутата Народного Хурала (Парламента) РК, на 33-й сессии Народного Хурала, 26 июня

*** Мнение Спорные моменты неизбежны Антонина КООКУЕВА, председатель республиканского профсоюза работников народного образования и науки:

- Я сама член государственной экзаменационной комиссии. Я рассматривала итоги ЕГЭ. В том числе и те случаи, которые сегодня становятся предметом обсуждения в СМИ. По этому поводу можно много спорить. Но давайте проанализируем их. Вопросы возникают в связи с высокими баллами ЕГЭ. Но почему школьник не может сдать ЕГЭ на отлично, если он хорошо подготовлен? Ведь задания даются в пределах школьной программы. Тем более, если этот ученик прошел республиканский и всероссийский этапы олимпиады школьников. Он как раз и доказывает свои знания, доказывает свое участие в различных предметных конкурсах и олимпиадах. Обратите внимание, что все ребята, более чем успешно сдавшие ЕГЭ, также успешно учатся в ведущих вузах Госсии. Более того, мы все знаем, что результаты свои они подтверждают при вступительных экзаменах в вузы там, где это предусмотрено. Что касается порядка проведения ЕГЭ, все было в рамках закона. Это я заявляю как представитель государственной экзаменационной комиссии, как представитель общественности. Мы, вместе с министром, представителями министерства, педагогами отслеживали каждую минуту проведения ЕГЭ. И нарушений не было.

Некоторые лихие головы ставят под сомнение работу региональной предметной комиссии. Не могу с этим согласиться. Мы знаем, что, к примеру, предметную комиссию по русскому языку возглавила Галина Ярмаркина, отличный педагог, кандидат филологических наук, доцент. Я отлично знаю одного из ведущих экспертов Любовь Дорджиевну Нимееву Это учитель элистинского лицея. Как можно сомневаться в компетентности этого опытнейшего педагога?

Могу сказать здесь лишь то, что сами экзамены еще очень несовершенны. Процедура ЕГЭ все еще подвергается большой критике со стороны педсообщества. Система оценки этих работ тоже только налаживается. К примеру, как оценивать письменные работы по русскому языку и английскому языку, так называемую часть С? Здесь основной момент - мнение ученика, его оценка, его аргументация и доказательность. А если его мнение не сходится с мнением большинства? Он что, плохо знает русский или английский язык? Сами задания таковы, что однозначный ответ сложно дать даже профессорам. Поэтому неизбежны спорные моменты. И знаете, я согласна с позицией наших учителей, которые на этапе проверки всеми силами стараются помочь своим ученикам. Это же заложено и в законе об образовании - поддержка и помощь ученику. Каждый учитель во время учебного процесса всегда стоит на стороне ученика. И это нормально. Так было всегда. Кроме того, не стоит забывать о том, что каждый член региональной предметной комиссии проходил обучение в Федеральном институте педагогических исследований. И сомнений в их компетенции у меня нет.