Мониторинг ВОШ 10.05.2010-16.05.2010

12.05.2010
"Известия" (Москва)
Школьный спорт

В Ульяновске определили лучших по предмету "физическая культура"

Теория и практика физической культуры - два раздела, в которых соревнуются участники олимпиады по физической культуре. В Ульяновске такая олимпиада проходит уже в четвертый раз.

Считается, что ульяновцы умеют прекрасно проводить школьные олимпиады. Так хорошо, как они их проводят, больше никому не удается, рассказывают в оргкомитете Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре. "По физической культуре", поправляет проректор Российского государственного университета физической культуры спорта и туризма Николай Николаевич Чесноков. В Ульяновске Николай Николаевич находится как председатель центрально-предметной методической комиссии по предмету "физическая культура".

- Физическая подготовка участников хорошая, грех жаловаться, - рассказывает Николай Чесноков. На вопрос, правда ли, что современные дети стали слабее из-за компьютеров, сидячего образа жизни и прочих негативных причин, отвечает, что дело не в экологии и компьютерах, а исключительно в том, как относятся к предмету сами дети и их родители. С ним согласны и учителя физической культуры, привезшие сюда команды из разных уголков России (всего во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре участвуют 209 юных спортсмена из 62 регионов Российской Федерации).

"Сто лет назад у детей были те же проблемы, что и сейчас, - полагает руководитель делегации Оренбургской области Нина Жарко. - Дело не в изменении окружающей среды, а в собственном желании заниматься спортом, которое мы у себя, например, стараемся всеми силами поддерживать".

Вообще, специалисты в области физической культуры полагают, что проблема ухудшения состояния здоровья учащихся вытекает из недостаточного количества школьных уроков физкультуры. Хотя у декана факультета физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета - Валентины Балашовой на этот счет собственное мнение, согласно которому даже ежедневные уроки физической культуры не смогут в полной мере сформировать всесторонне развитую гармоничную личность. Она убеждена, что приоритетной задачей школьного учителя является формирование положительной мотивации у обучающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом в течение всей жизни. А для этого необходимо не только формировать у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, передавать им необходимые знания из области спорта, но и научить их заботиться о своем здоровье.

Впрочем, съехавшимся в Ульяновск подросткам спорта явно хватает. Крепкие, подтянутые, большинство в спортивных костюмах. Победители школьных, муниципальных и региональных олимпиад, теперь они соревнуются за титул победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады, которая проводится в России в одиннадцатый раз. Олимпиада состоит из двух разделов - теоретического и практического. Первый раздел подразумевает, например, выбор верного ответа из нескольких предложенных. Или надо закончить формулировку. Скажем, физическая культура - это...

Второй раздел практический, то есть непосредственно физические упражнения (их называют испытаниями), включает в себя выполнение различных упражнений из гимнастики, баскетбола, футбола и т.д. Скажем, сложная распасовка в футболе, правильно сделанный прыжок. Можно выбрать один из двух вариантов упражнений, один полегче, другой сложнее. Участники испытаний выполняют комбинацию, которая состоит из ряда технических элементов, таких, как ведение, обводки стоек, ударов по воротам в движении и с места.

У школьной олимпиады есть свои особенности. Например, усиленное внимание к правильности выполнения упражнения, что иногда подводит и опытных спортсменов.

- Еще ни один профессиональный спортсмен на олимпиаде не победил, - говорит Николай Николаевич. - Здесь надо работать головой. Имеется в виду, что "испытания" требуют прежде всего смекалки. То есть важна не столько спортивная подготовка, сколько общий талант к спорту и умение просчитывать свои действия. "Олимпиаду может выиграть и ребенок, вообще не занимавшийся никаким спортом", - считает доцент Хабаровского краевого института, руководитель хабаровской делегации Елена Ветошкина.

Нам нужны гармонично развитые люди, как Марк Аврелий, говорят организаторы. Вот, например, в прошлом году в числе участников была девушка, владеющая шестью языками. А некоторые девушки, кстати, поступают потом в Рязанское училище ВДВ. "Для нас, впрочем, не важно, кем потом станет подросток, наша цель - приучить его к спорту, к здоровому образу жизни", - поясняет Николай Чесноков. А по мнению завуча по спортивно-массовой работе школы N 24 г. Саранска Вячеслава Юфатова, олимпиада уже самим фактом своего существования дает стимул к занятиям спортом даже тем, кто в ней не участвует.

Победителями Всероссийской олимпиады по физической культуре в этом году стали 7 девушек и 10 юношей со всех уголков России. Что они выберут в дальнейшем - это их дело, считают преподаватели. Могут пойти в институт физической культуры, победа в олимпиаде позволяет сделать это без экзаменов. Могут выбрать другую стезю. Главное, что они останутся со спортом.



12.05.2010
"Известия" (Москва)
Компьютерно одаренные

На Всероссийской олимпиаде школьников по информатике самой большой проблемой было организовать множество талантливых подростков

Всероссийская олимпиада школьников по информатике проводится в России/СССР в двадцать второй раз. В этом году для ее проведения был выбран Ханты-Мансийск.

Власти Ханты-Мансийска предоставили в распоряжение участников новый конгрессно-выставочный центр "Югра-Экспо". Здесь в огромном открытом зале, сплошь уставленном маленькими столиками, на каждом - ноутбук, самый обычный в принципе, 2,26 ГГц процессор, 1 Гб оперативной памяти, Windows XP, и проходили сами соревнования. Работать можно было в Delphi 7.0, Pascal 7.0 и Free Pascal 2.4.4, Visual basic 2005, C/C++, Sun Java 6.0 и некоторых других средах. Все компьютеры объединили в единую сеть через wi-fi. Организаторы утверждают, что это первый в мировой практике случай, чтобы такая сеть, очень сложная по исполнению, была сделана на олимпиаде школьников.

Впрочем, техника лишь помогает человеку, что бы там ни говорили гаджетоманы. Главное, что за этими компьютерами собрались одни из самых одаренных российских школьников, съехавшихся сюда со всех концов страны. 203 участника олимпиады встретились в Ханты-Мансийске во второй половине апреля, чтобы посоревноваться друг с другом. Должно было быть 250 человек, но часть по разным причинам не приехала.

Задачи были непростые, признают организаторы. На вопрос, становятся ли участники олимпиад год от года сильнее или слабее, они отвечают уклончиво. "Мы имеем тех участников, какие есть". Из максимально возможных 600 баллов абсолютный победитель набрал 460. Это не хорошо и не плохо, это нормально.

Сами участники признают, что задачи были непростыми. Зато жизненными. "Из Ханты-Мансийска летает один самолет в сутки. Известна вместимость самолета. Есть N человек, которые хотят попасть на олимпиаду, но каждый из них может полететь только в определенные дни". Требуется придумать, каким образом можно доставить максимальное количество желающих в столицу нефтяного края.

"Соревнования проходили в два тура, по 5 часов каждый. Всего надо было решить шесть заданий, по три в каждом туре. В прошлом году задания были немного легче", - рассказывает абсолютный победитель нынешней олимпиады, ученик 11-го класса московской физматшколы им. А.Н. Колмогорова Глеб Евстратов. Глебу есть с чем сравнивать, в 2009 году он уже становился призером Всероссийской олимпиады.

Теперь Глеб собирается поступать в МГУ. После олимпиады, по его мнению, это будет несложно. Тем более что победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников принимаются в вузы по профилю олимпиады без вступительных испытаний. Кроме того, Глеб, скорее всего, станет участником команды, которая поедет на Международную олимпиаду по информатике в Канаду. Окончательно состав команды будет сформирован летом.

"Главная проблема организации олимпиады в том, что здесь собралось очень большое количество талантливых людей, которые переживают по поводу своих удач и поражений, причем большинство участников кто-то сопровождает, и нам приходится решать огромное количество самых разных проблем", - рассказывает замдиректора департамента образования и науки ХМАО-Югра Алла Магеляс. Впрочем, организаторы довольны. В Ханты-Мансийске вообще очень хорошо умеют устраивать всевозможные массовые мероприятия, в этом плане город считается третьим в России после Москвы и Петербурга. Стоит пройтись по улицам и в глазах начинает рябить от афиш, извещающих о тех или иных соревнованиях и выступлениях, как правило, всероссийских. А к образованию тут относятся особенно трепетно. Причина понятна: средний возраст здешнего населения - 29 лет, а значит, много детей и подростков.

Всего в Ханты-Мансийске было разыграно 16 дипломов победителей и 75 дипломов призеров заключительного этапа олимпиады по информатике. Лучшим среди 10-классников стал Михаил Аврискин из Екатеринбурга, а среди девятиклассников - Максим Ахмедов из Москвы. Все победители и призеры получили право быть зачисленными в вузы по профилю олимпиады без вступительных испытаний. Кроме того, все победители и 56 призеров представлены к присуждению в 2010 году премий для поддержки талантливой молодежи, размер которых составляет 60 и 30 тысяч рублей соответственно.

Правда, в нынешней олимпиаде нет победителей или призеров родом из Ханты-Мансийска, да и участник отсюда всего один, но все впереди, полагают устроители. Олимпиада, считают они, должна привлечь местную молодежь, показать им, насколько интересно и перспективно заниматься информатикой.

"Наша основная задача - найти таланты среди российской молодежи, - объясняет председатель Центральной методической комиссии по информатике, председатель жюри олимпиады Владимир Кирюхин. - Поэтому мы стараемся так подобрать задания, чтобы и новички могли себя проявить, а не только те, кто участвует в олимпиаде второй или третий раз". Вообще в олимпиаде принимают участие школьники 9-х, 10-х и 11-х классов, причем победителями становятся, как правило, участвуя во второй-третий раз, с первого захода слишком сложно.

Перед олимпиадой проводится гигантская работа. Задания для участников начинают составлять задолго до самой олимпиады. Работает целая команда специалистов, которая пытается найти все возможные варианты решения той или иной задачи. Зачастую в результате возникают какие-то новые наработки, использующиеся потом в образовательном процессе.

"Ребята участвуют сначала в школьных олимпиадах, потом в студенческих, в международных, - говорит Владимир Кирюхин. - Затем в соревнованиях, устраиваемых различными крупными компаниями, например Google, где фигурируют солидные призы. Все это прекрасно, но смущает, что они как бы превращают жизнь в игру, участвуя в соревнованиях ради соревнований. Чтобы наша талантливая молодежь как можно быстрее смогла влиться в отечественную науку и в полной мере проявить свои спосбности, в рамках олимпиады специально проводятся дни науки. На этот раз в программу дня науки вошли телемосты с молодыми учеными Уральского отделения РАН и Уральского федерального университета и учеными из Ядерного центра г. Сарова. Ребятам представили различные направления использования суперкомпьютеров в научных исследованиях, продемонстрировали результаты компьютерного моделирования в ядерной физике: реакторах, ледоколах, космосе. Встреча вызвала живой интерес у школьников в плане профориентации, перспектив развития ИКТ в отечественной науке, а также затронула вопросы привлечения молодых суперпрограммистов к научным исследованиям.

На встрече для участников олимпиады была проведена презентация, подготовленная Центральной предметно-методической комиссией по информатике, о федеральных программах формирования системы технопарков в Российской Федерации, была показана география их формирования в России. Это вызвало живой интерес школьников, которые узнали, что в местах их проживания, а не только в Москве или Санкт-Петербурге, формируются и развиваются инновационные наукоемкие специализированные центры, испытывающие потребность в ИКТ - кадрах высочайшей квалификации.

Вторая часть дня науки была проведена в форме экскурсий школьников в научные лаборатории Югорского государственного университета. Школьники посетили Центр исследований в области нанотехнологий и супервычислений. Состоялась встреча с профессорско-преподавательским составом университета. Обсуждались особенности подготовки специалистов в области ИКТ по специальностям, где важными составляющими являются программирование и моделирование.

Не остались в стороне от олимпиады и учителя школ Ханты-Мансийска. Для них силами членов жюри был специально организован семинар, посвященный вопросам перехода школ страны на образовательные стандарты нового поколения и организации информационной среды начального обучения в современной школе.



12.05.2010
"Известия" (Москва)
Талант всемирного масштаба

В России завершается подготовка команд для участия в международных олимпиадах

Лучшие из победителей Всероссийской олимпиады школьников уже этим летом поедут защищать честь страны на международных интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся с июля по декабрь в разных странах. Традиционно команды, представляющие страну, состоят из 4-5 человек. Всего российские школьники принимают участие в 8 международных олимпиадах - по математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии, географии и естественнонаучной олимпиаде (юниоры).

Отбор участников международной команды по всем дисциплинам начинается заранее. Например, по физике формируется команда десятиклассников, победивших во Всероссийской олимпиаде, рассказывает тренер российской сборной по физике Валерий Слободянин. Затем эта команда на протяжении всего года готовится, приезжает три раза на учебно-тренировочные сборы, а в другое время ребята общаются с наставниками по интернету. Вначале группа претендентов состоит из 23-24 человек, потом их число сокращается до 16, затем до 8, и уже из оставшихся отбирается 5 участников. Сейчас 5 участников уже отобраны, им предстоит последний тренировочный сбор в Москве, откуда они сразу отправятся на международную олимпиаду по физике, которая в этом году проходит в Хорватии.

Специальная подготовка для участников международных олимпиад необходима, с этим согласны все специалисты. Например, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по биологии Глеб Швецов объясняет причину проведения регулярных сборов претендентов на участие в международной олимпиаде тем, что нынешняя подготовка в российских школах не позволяет участвовать в международных олимпиадах без дополнительных занятий. Правда, какой-то сложной системы отбора на международную олимпиаду по биологии не существует, просто берут четырех победителей Всероссийской олимпиады, набравших больше всех баллов. В этом году международная олимпиада по биологии пройдет в Южной Корее.

"Для олимпиады по химии, которая состоится в Японии, отбор участников еще только идет", - рассказывает заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников Ольга Архангельская. Претенденты сейчас решают задачи для тренировки, затем будут делать контрольные задания, и лишь затем выяснится, кто же войдет в число четырех участников.



12.05.2010
"Известия" (Москва)
Олимпийцы-2010

Подведены результаты Всероссийской олимпиады школьников

Завершилось проведение Всероссийской олимпиады школьников-2010.

Определены победители, вручены призы. В этом году, как обычно, Всероссийская олимпиада школьников по 20 школьным предметам проходила в разных городах страны, от Ханты-Мансийска и Сургута до Смоленска и Анапы. Всего во Всероссийских олимпиадах приняло участие 4790 школьников из 9-х, 10-х и 11-х классов. Из них более 300 человек стали победителями и более 1000 школьников - призерами.

Схема проведения Всероссийской олимпиады школьников хотя и меняется время от времени, но в принципе остается достаточно стабильной: школьная олимпиада, муниципальная, региональная и, наконец, заключительный этап - всероссийская. Количество участников сокращается от сотен тысяч на начальном уровне до нескольких тысяч на уровне страны. В этом году ввели и еще одно новшество. Если раньше от каждого субъекта Российской Федерации на заключительный этап направляли по одному победителю от 9-х, 10-х и 11-х классов, то в этом году сделали общий рейтинг по всем регионам.

"Справедливо, что попали на заключительный этап те, кто действительно этого заслуживает, в чьих регионах лучше поставлено преподавание предмета", - считает зампредседателя Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии Ольга Архангельская.

Нельзя сказать, чтобы вокруг олимпиад не возникало разногласий. Так, много шума в 2007 году вызвала отмена одного из этапов, проводившихся по федеральным округам. Говорилось о том, что изъятие одной ступени ухудшит систему отбора лучших участников. Но прошло два года - и оказалось, что хуже не стало. "Талантливые ребята остаются талантливыми, и административные изменения на это никак не влияют", - считают в Центральном организационном комитете Всероссийской олимпиады школьников.

Естественно, преподаватели каждой дисциплины считают, что их предмет не менее, а то и более важен, чем все остальные. Физики, математики и химики полагают, что именно точные и естественные науки лежат в основе всех достижений страны. Гуманитарии полагают, что необходим "опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных - олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву". Ну а организаторы олимпиады по физической культуре уверены, что в здоровом теле здоровый дух, и спортивные навыки пригодятся везде.

В целом организаторы довольны тем, как прошли всероссийские школьные олимпиады в 2010 году "Организация олимпиады была на вполне приличном уровне. Сами ребята тоже выступают довольно ровно, и это уже не первый год", - рассказывает завкафедрой методики преподавания биологии, географии и экологии Московского государственного областного университета Глеб Швецов.

"Всероссийская олимпиада - это не способ поступить в вуз без экзаменов, а средство найти таланты. И пока они с этой задачей справляются", - считает председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по информатике Владимир Кирюхин.