Мониторинг ВОШ 18.07.2010-26.07.2010 |
20.07.2010 Российская газета Формула победы Российские школьники привезли "золото" с Международной математической олимпиады С 51-й Международной математической олимпиады, которая проходила в Астане, российские школьники привезли четыре золотые и две серебряные медали. Наша сборная заняла в общекомандном зачете второе место, чуть уступив сборной Китая. Вот они - будущее российской математической школы: Виктор Омельяненко, Станислав Ерохин, Марсель Матдинов и Василий Мокин - золотые медалисты, Кирилл Савенков и Федор Ивлев - серебряные. Об олимпиадных заданиях ребята рассказывают как о предметах искусства. "Задачи были очень красивые и сложные", - поделился впечатлениями Виктор Омельяненко из Белгорода. Он, кстати, уже второй год подряд приносит команде "золото". - На олимпиаде ты соревнуешься даже не с другими школьниками, а с задачами, - говорит Федор Ивлев из Троицка. - Таким образом, вопрос, кто хуже или лучше, сглаживается. Самый большой плюс после удовольствия от "сражений" со сложными задачами - как раз новые друзья. Ведь в этом соревновании участвуют представители почти ста государств. Престижная математическая олимпиада требует от участников не только глубоких познаний в алгебре и геометрии, но и умения творчески мыслить. По словам руководителя нашей сборной Назара Агаханова, как раз эта черта очень сильна у наших ребят. - Возможно, это иногда создает трудности, когда задача чисто техническая, - считает он. - Но в задачах, где нужно придумать что-то необычное, мы можем дать фору многим странам. Из Астаны российская команда привезла еще одну хорошую новость: Назар Агаханов, который руководит сборной с 1995 года, выбран президентом международных математических олимпиад. Сам он считает, что сейчас международные олимпиады переживают переломный момент: меняются технологии, увеличивается количество стран-участниц, и это требует изменения самого порядка проведения олимпиад. Кстати, по словам Назара Агаханова, за золотыми медалистами Международной олимпиады по математике во всем мире идет "охота". В число своих студентов юных Лобачевских хотят заполучить лучшие университеты. Впрочем, все члены нашей команды - победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, поэтому имеют право поступать на профильные факультеты вузов вне конкурса: ребята уже выбрали мехматы МГУ и СПбГУ, факультет математики ВШЭ. 19.07.2010КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА Десять часов географии каждый день! Через неделю на Международную олимпиаду школьников на Тайвань отправится команда из России. Наш корреспондент выяснила, как олимпийцев готовят к состязанию. Четверку лучших готовят в тишине соснового бора в тверском детском лагере информационных технологий "КОМПЬЮТЕРиЯ". Русское географическое общество (РГО), Попечительский совет которого возглавляет премьер РФ Владимир Путин, выделило грант на проведение Всероссийской олимпиады, финал которой прошел в этом году в Кисловодске, и на подготовку команды к международным соревнованиям. Более того, для команды пошили особые национальные костюмы по последней моде - роскошь для прошлых лет невероятная. Продумана даже обувь - красивая, но комфортная для жарких, влажных субтропиков. - Мы смогли закупить и необходимое оборудование - GPS-навигаторы и метеостанции, - рассказывает мне доцент географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, действительный член РГО, руководитель проекта Алексей Наумов. - На эти приборы будет сделан основной упор в заданиях на втором "полевом" этапе состязаний. Использование высоких технологий - главная особенность этой олимпиады. А Тайвань, как известно, - одна из самых технически продвинутых стран мира. ТРИ УМНИКА И УМНИЦА Россию на географической олимпиаде представят победители Всероссийской гео-олимпиады. В четверку вошли выпускники школ этого года Ксения Соколова из Москвы, Владислав Соснин из Коми, Андрей Тюкавин из подмосковного Дмитрова и 10-классник Разиль Сунгатулин из Татарстана. Одно из главных условий участия в Международной олимпиаде - на момент соревнований олимпиец не должен быть студентом. - Всего победителей на Всероссийской олимпиаде было пятнадцать, - продолжает Алексей Станиславович. - Мы выбрали самых сильных. Ребята обладают глубокой эрудицией, ведь география включает в себя широкий круг знаний - от геологии до идеологии. Нужно иметь представление и о политической географии, и о геоморфологии. У них прекрасно развито логическое мышление - зачатки научной логики, аналитические способности. Конечно же, было бы лучше определять претендентов в сборную после сборов. Но правила таковы, что именную заявку на участие необходимо подать в мае. Достойнейших определяли по разным параметрам. Например, у постоянно сосредоточенного Владика Соснина самый лучший рейтинг в личном тестовом зачете, у Андрея Тюкавина - в командном. Самый молодой и скромный игрок Разиль Сунгатулин, помимо прекрасных "полевых" показателей, лучше всех говорит на английском - разговорном языке олимпиады. Правда, застенчивость с парнишки как рукой снимает, когда дело доходит до составления карт и вычисления координат на местности. - Я в прошлом году был на сборах в качестве резервиста, - рассказывает Разиль. - Тогда понял, насколько я слабее ребят-олимпийцев. Дал себе слово - буду работать и обязательно попаду в команду в этом году. Первая часть желания сбылась. Осталась вторая - победить! А вот Ксения Соколова, по словам Наумова, - победительница не только всероссийских географических олимпиад этого и прошлого годов. Она блестяще выступала на подобных состязаниях и по двум другим предметам. Кстати, Ксения, в том числе и для меня, полностью развеяла стереотип об "очкастых ботаничках-страхолюдинах". Модельная внешность, голливудская улыбка и светлая голова - вот оно, женское лицо науки будущего. - Важно отметить, что участники олимпиады из других стран - выпускники, окончившие 12 классов, - продолжает Алексей Наумов. - За рубежом - это подготовительный год перед университетом. Они проходят многие предметы, которые у нас начинают преподавать только на первом курсе. По возрасту они на два-три года старше наших ребят. Это сильно поднимает планку. Отчасти мы стараемся восполнять это сборами. Понятное дело, за две недели годичный-двухгодичный университетский курс наверстать невозможно. Но наши ребята в подготовке давно уже вышли за рамки школьной программы, базисные знания по которой в нашей стране, увы, невелики. Ведь география у нас считается предметом второстепенным. УЧЕБА ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА Две недели на учебных сборах - ежедневный "мозговой штурм" по 10 часов. Академические часы делят на утренние и послеобеденные по четыре на каждый. Подъем в семь. Гигиена, зарядка, сытный завтрак. Первое занятие ровно в 9.00. Четыре часа преподаватель из Тверского университета Александр Жеренков объясняет своим подопечным основы геологии и минералогии. Учит, как по блеску кристаллов на глаз опознавать минерал, а по цвету черты, проведенной им по тыльной стороне обычной тарелки, определить его состав. Впереди у ребят обучение навыкам сбора и обработки географической информации, полевой картографии, геоэкологии городов, социально-экономической географии и материков, английскому... После ужина - два часа самостоятельных работ или просмотр фильмов по географической тематике. Отбой - в 23.00. Все это и многое другое пригодится им на олимпиаде, которая проходит в три этапа. Первый - четырехчасовой теоретический тур. - Участники получают задачи с условиями, статистикой, картами, - поясняет Алексей Наумов. - Они должны сформулировать решение какой-то проблемы в пределах страны или района. Задачи чрезвычайно сложные. Например, одна из прошлых олимпиад. Выдавалась цветная карта, где на снимках из космоса помечены температурные аномалии на поверхности Земли. Требовалось объяснить, с чем это связано. Нужно проанализировать карту, статистику, сформулировать выводы, объяснить явление, а в некоторых случаях даже предложить решение. Говорят, некоторые советы вчерашних школяров берут в разработку маститые ученые. Или вот еще. Олимпийцам выдали несколько изображений: японская гравюра, рисунок участника экспедиции XVIII века в Русскую Америку, рисунки, сделанные Лермонтовым и Александром фон Гумбольдтом. Нужно по характерным особенностям изображенных на рисунке людей, природных и хозяйственных объектов определить, в какой местности сделан этот рисунок и что сейчас находится на этом месте. Ну, как задачка? Второй этап - полевой. Задаются несколько маршрутов по природной местности или городской застройке. На олимпиаде в 2008 году, которая тогда проходила в Тунисе, один из этапов маршрута проходил в пустыне Сахара, где ребята в течение четырех часов на 50-градусной жаре наблюдали за особенностями жизни в оазисе и должны были составить карты. - В этом году организаторы заявили, что тур будет проходить с опорой на систему спутникового слежения GPS, - говорит Наумов. - Например, заложат геокешинг, условно говоря, клад, и по заданным координатам, ориентируясь с помощью навигатора, необходимо выйти на точку кратчайшим путем, с максимальной погрешностью в три-четыре метра. Третий тур - мультимедиа- викторина, где в режиме презентации показываются различные карты, природные виды. К слову, обычно это проецируется на большой общий экран. Организаторы посчитали, что это неудобно, ведь кто-то сидит близко, кто-то далеко, у кого-то слабое зрение. Так вот, на этой олимпиаде каждый участник будет сидеть за персональным компьютером. Страна высоких технологий может себе это позволить. И, конечно, одно из важнейших занятий для ребят - психологический тренинг. - Эти мальчишки и девчонки особенные. Надо признать, они умнее и по характеру сильнее многих из нас, взрослых, - рассказывает психолог команды Лилия Конарева. - Прежде всего мы работаем с ними над стрессоустойчивостью. У них недетское, гипертрофированное чувство ответственности перед страной. Настрой - все или ничего! ЦИФРА В этом году в Международной олимпиаде по географии примут участие 120 человек из 30 стран мира. МОЛОДЦЫ! Команда математиков заняла второе место на Международной олимпиаде Ребята привезли в Москву золотые и серебряные медали. На прошлой неделе в Москву прилетела национальная сборная команда России по математике. Ребята участвовали в Международной олимпиаде, проходившей в Астане. Наши юные математики завоевали четыре золотые и две серебряные медали. В неофициальном командном зачете российская команда заняла второе место, уступив сборной Китая. "Золото" заработали: Виктор Омельяненко, лицей № 38, г. Белгород. Станислав Ерохин, физико-математический лицей № 239, г. Санкт-Петербург. Марсель Матдинов, специализированный научно-учебный центр имени А. Н. Колмогорова при МГУ им. Ломоносова, г. Москва. Василий Мокин, лицей прикладных наук, г. Саратов. "Серебро": Кирилл Савенков, физико-математический лицей № 239, г. Санкт-Петербург. Федор Ивлев, специализированный научно-учебный центр имени А. Н. Колмогорова при МГУ им. Ломоносова, г. Москва. Все ребята получили право поступать в любой вуз России без экзаменов. |