Интервью с руководителем сборной по химии Ильей Олеговичем Глебовым |
Школьники из России признаны лучшими химиками в мире Совсем недавно в Ханое (Вьетнам) завершилась Международная олимпиада по химии. Четверо российских школьников были признанны одними из сильнейших участников. Сборная России завоевала три золотых и одну серебряную медаль и заняла первое место в неофициальном зачете по количеству медалей. Как признаются сами школьники, большая заслуга в победе команды принадлежит руководителю сборной Илье Глебову, который участвовал в подготовке ребят к соревнованиям и сопровождал их во Вьетнаме. Мы решили вычислить формулу успеха и встретились с Ильей Олеговичем. - Илья Олегович, поздравляем вас и вашу команду с заслуженной победой. Наверняка каждого родителя сейчас интересует вопрос: как ребенку попасть в сборную России? Каким образом ведется отбор? Ведь среди тысяч претендентов на соревнования международного уровня отбираются всего четыре человека. - Действительно, отбор на международные соревнования достаточно жесткий. На первом этапе все одаренные ученики принимают участие во Всероссийской школьной олимпиаде. Из общей массы участников мы отбираем порядка 20 лучших учеников для участия в зимних и 16 для участия в летних сборах, которые станут решающими для формирования сборной. Зимние сборы – это полностью учебное мероприятие.. Мы занимаемся с ребятами в течение недели. Многие школы не имеют оборудования и реактивов для проведения большого числа опытов, знание которых просто необходимы для участника олимпиады. Поэтому мы делаем огромный упор на практическую подготовку. Непосредственный отбор в команду происходит на летних сборах. Все потенциальные участники приезжают туда. Опять же мы много занимаемся: решаем задачи, ставим опыты. Тренировочный день может длиться 5 и более часов. Ведь участник, который будет представлять нашу страну на международной олимпиаде, должен быть не просто знатоком химии, но и обладать выдержкой, усидчивостью, вдумчивостью, , а также быть готовым выдержать серьезные эмоциональные нагрузки. Ведь часто бывает, что знания у претендентов одинаковые, а вот стрессоустойчивость разная. Естественно, что в команду попадет тот, кто способен выдержать многочасовой марафон по решению задач и не сойти с дистанции. - Вы сейчас привели аналогии со спортом. Спортивные и интеллектуальные соревнования по своей природе похожи? - В чем-то похожи. В науке, как и в спорте, нужны амбиции, стремление к победе. А еще режим. Для подростка 15-16 лет довольно сложно проводить по 5-6 часов за решением задач по химии. Но без должной подготовки на соревнования такого уровня ехать нет смысла. Участники сборной должны иметь достаточно обширные знания по предмету. К примеру, все ребята, которые принимали участие в Международной химической олимпиаде для школьников, имеют подготовку на уровне, студентов 1 и 2 курсов химического факультета института. Чтобы освоить весь материал в короткие сроки, необходима сосредоточенность, внимательность. - Если ребята обладают уже таким объемом знаний, это свидетельствует о хорошей подготовке в школе? Или имеет место быть самообразование? - Во многих школах действительно довольно серьезно относятся к подготовке школьников. - Во многих, но не во всех? - Конечно, не во всех. Подготовка школьников к международным соревнованиям осуществляется скорее на чистом энтузиазме учителей. - И, тем не менее, результаты очень высокие. Как вы оцениваете выступление ребят во Вьетнаме? - Положительно. Ребята большие молодцы. Задания на международных олимпиадах всегда довольно сложные и объединяют несколько направлений химии. К примеру, один комплект задач на олимпиаде может содержать описание на 50 печатных листах. То есть, обычному, неподготовленному ребенку достаточно сложно просто прочитать задание, а не то, что выполнить. При этом время на выполнение задач довольно ограниченное – 5 часов. И особым достижением, я считаю, что мы обошли участников из Китая. Обычно китайская сборная очень сильная. В этой стране очень много внимания уделяется образованию. Да и выбор участников огромен. Если в России в отборочных соревнованиях участвуют сотни учеников, то в Китае тысячи. - Это действительно отличный результат. А каковы шансы у ребят поступить в ВУЗ на льготных условиях? И предусмотрены ли специальные университетские программы для развития одаренных подростков? - Любой ВУЗ заинтересован в работе с одаренными детьми. К тому же как победители Всероссийской олимпиады они имеют право на бюджетное обучение в любом ВУЗе на профильном факультете.Это хороший шанс для тех, кто всерьез намерен связать свою жизнь с химией. - Спасибо за беседу. |