Интервью с руководителем сборной по математике Назаром Хангельдыевичем Агахановым

Назар Агаханов: "Попасть в команду может практически любой талантливый школьник..."

Завершилась 55-я Международная математическая олимпиада, проходившая с 3 по 13 июля в г. Кейптаун (Южно-Африканская Республика), где сборная команда России завоевала 3 золотые и 3 серебряные медали, и набрав 191 балл заняла 4 место в неофициальном командном зачете, пропустив вперед Китай (201 балл), США (193 балла) и Тайвань (192 балла).

О том, каким образом происходит отбор в национальную сборную, что должны знать ребята, которые хотят участвовать в олимпиадном движении, перспективы лидерства России на математических международных соревнованиях мы обсудили с доцентом кафедры высшей математики Московского физико-технического института, руководителем Национальной российской сборной по математике Назаром Хангельдыевичем Агахановым.

В.В.: Добрый день, Назар Хангельдыевич. Скажите, как выступила сборная по математике на олимпиаде, которая сейчас проходила?

Н.Х.: Как вы знаете, Олимпиада проходила в Южной Африке, в Кейптауне. Несмотря на долгий и трудный перелет, наши школьники выступили успешно и показали в решении самых сложных задач олимпиады лучший результат среди всех команд-участников, а это более 100 стран.

Трое ребят получили золотые медали, трое были удостоены серебряных медалей. В общекомандном зачете команда заняла четвертое место. В этом году был шанс стать лучшими, после первого дня мы даже лидировали, но относительно неудачная неудача при решении всего одной задачи при высокой плотности результатов не позволила добиться победы.

В.В.: Каким образом происходит отбор в Национальную сборную, велика ли конкуренция и какими качествами должны обладать ребята, которые в дальнейшем представляют Россию на международных соревнованиях?

Н.Х.: Отбор школьников в Национальную сборную состоит из нескольких этапов.

Во-первых, на финале Всероссийской олимпиады мы отбираем группу примерно из 35 ребят, показавших лучшие результаты. Эти школьники приглашаются на летние сборы, где проходят углубленную математическую подготовку с последующим отбором самых сильных ребят.

Необходимость подобного рода подготовки определяется тем фактом, что формат заданий на российских олимпиадах отличается от международных. Например, наш стиль традиционно определяется как комбинаторно-геометрический, т.е. направленный на выявление креативных способностей ребят. На Международной олимпиаде стиль несколько иной, более технический, что обуславливает необходимость дополнительной подготовки наших школьников.

После летних сборов организуются зимние, на которых и проводится основной отбор – из группы примерно в 25 человек формируется команда из 12 школьников, являющихся кандидатами в Национальную сборную по математике.

Наконец шестерку самых талантливых ребят, которая поедет на международную олимпиаду, мы определяем из числа кандидатов по итогам Всероссийской олимпиады. Ну, а летом мы уже ведем 3-недельную подготовку к самой олимпиаде.

В.В.: Хотелось бы остановиться на том, как проходит подготовка участников к математической олимпиаде во время сборов. Всем известно о серьезных физических нагрузках, через которые проходят спортсмены при подготовке к спортивным олимпиадам. Что должны знать ребята, которые хотят участвовать в олимпиадном движении, представлять Россию на международном уровне и иметь успешный опыт участия в таких соревнованиях?

Н.Х.: Прежде всего, хочу отметить, что попасть в Национальную сборную команду может практический любой талантливый школьник. При этом, конечно, важно, чтобы рядом с ним был хороший наставник, который сумеет раскрыть его математические способности, талант.

В нашей стране разработана и успешно функционирует система работы с одаренными школьниками – различные летние математические лагеря, школы, турниры. В частности ежегодно проводятся кубок Колмогорова, Южный математический турнир, проходящий в лагере «Орленок», и др.

Раньше занятия по подготовке сборной проводились в городах: на базе школ, университетов. Сегодня школьники – кандидаты в Национальную сборную проходят подготовку в загородном лагере, по той причине, что для занятий математикой, кроме доски и мела, ничего не нужно, а в условиях лагеря ребята получают еще и возможность полноценного отдыха. Занятия проводятся два раза в день: до и после обеда, а в вечернее время у ребят есть возможность активно заниматься спортом, или принять участие в интеллектуальных играх, отдохнуть.

В.В.: Как Вы оцениваете выступление нашей команды в сравнении с другими командами? Хотелось бы проанализировать этот вопрос в историческом ракурсе, исходя из того, какие были у нас достижения и чем был славен этот год...

Н.Х.: После 1992 года наша Национальная сборная достаточно стабильно выступает в международных олимпиадах, практически всегда присутствует в тройке-пятерке лучших команд мира. Основную конкуренцию составляет национальная сборная Китая, которая традиционно, за исключением отдельных лет, становится победителем международных олимпиад.

В последние годы за места со 2-го по 4-ое боролись три страны: мы, США и Южная Корея. Интересно отметить, что, хотя в прошлом году Национальная сборная Кореи заняла первое место, в этом году она откатилась на 7-ое место. Вероятно, это связано с тем, что государство отказалось финансировать программу по подготовке сборной. Как я уже говорил, в этом году у нашей сборной был шанс стать лучшими. Подобное достижение было у нас в 2007г., когда мы обошли китайцев, и в 1999 г., когда мы разделили с Китаем 1-ое место. А в целом результаты нашей сборной стабильны. Конечно, обидно было то, что граница золотых медалей в этом году была установлена в 29 баллов, а у нас двое школьников набрали по 28 баллов. Т.е. сдвиг всего на один балл – и у нас было бы 5 золотых медалей на 6 участников.

Еще раз хочу подчеркнуть – команда выступила успешно, почти все ребята раскрыли свои способности. Но, к сожалению, сложности и усталость, связанные с неудобным перелетом, долгая дорога и две бессонные ночи повлияли на работоспособность и самочувствие некоторых членов сборной не лучшим образом.

В.В.: Многие ребята говорят о том, что задания, которые они получают на Всероссийских олимпиадах, сложнее, чем на международных. Так ли это по отношению к математике и если да, то с чем это связано?

Н.Х.: На Всероссийской олимпиаде проводятся два тура и в каждом туре по 4 задачи, а на Международной олимпиаде – два тура и в каждом по 3 задачи. Сравнивая уровень сложности заданий нужно отметить, что первые и вторые задачи каждого тура Всероссийской олимпиады проще, чем задания Международной олимпиады. Мы называем их «утешительными» и предлагаем специально для того, чтобы все участники имели возможность проявить себя. В остальном, если сравнивать уровни сложности соответствующих позиций, то задания примерно одинаковой трудности.

Надо отметить, что в последние годы на Международной олимпиаде установился высокий, очень сложный уровень последних заданий каждого тура, и с ними успешно справлялись только единицы участников (порядка 10-15 чел. из более чем из 500 участников из 100 стран мира).

В.В.: Вы более 20-ти лет представляете Национальную сборную по математике на международных соревнованиях, прекрасно знаете и систему подготовки и процессуальный метод проведения международных соревнований. Как Вы полагаете, чего же не хватает Национальной сборной для полной победы или признанного лидерства на соревнованиях по математике?

Н.Х.: Успех на Международной олимпиаде основывается на трех основных компонентах.

Первое – это численность населения государства, что дает возможность действительно осуществить отбор самых талантливых школьников.

Второе – это национальные олимпиадные традиции. Можно сказать, что Россия успешно выступает на международных олимпиадах, потому, что нам удалось сохранить традиции, которые вырабатывались еще в советские времена, и наша отечественная математическая олимпиадная школа до сих пор является одной из самых известных в мире. С тех пор сохранились Московская городская олимпиада, Питерская городская олимпиада, которые, кстати, проводились еще в середине 30-х гг. прошлого века! Правопреемницей Всесоюзной олимпиады стала Всероссийская олимпиада. И, наконец, у нас есть группа энтузиастов, которые, несмотря ни на какие сложности, работают с одаренными школьниками. Это очень важно.

Третий фактор – это поддержка Национальной сборной и обеспечение возможности проведения подготовки в соответствующих условиях. Именно по этой причине Индия, например, не может пока добиться существенных успехов в международных олимпиадах, сказывается бедность и общий уровень образования в государстве. Но тут нужно признать, что и у нас он, к сожалению, катастрофически падает. И основными целями олимпиад становятся поддержание высокого уровня образования (в том числе математического) в стране, поддержка педагогов-энтузиастов, работающих с детьми (а это не только учителя, но чаще университетские преподаватели, студенты и аспиранты, добивавшиеся высоких результатов на олимпиадах), и только потом подготовка самой команды. Можно, конечно, пойти по пути целенаправленной подготовки сборной: собрав кандидатов с высоким уровнем математических способностей в течение года интенсивно заниматься с ними только математикой. Но это будет выглядеть как «спорт высших достижений», когда в стране есть пара-тройка олимпийских чемпионов, а при этом уровень развития массового спорта и здоровье нации будут находиться на невысоком уровне. Мы по этому пути идти не хотим.

В.В.: Следующий вопрос к вам как к эксперту. Существуют ли сейчас в ВУЗах программы по работе с одаренными детьми или все-таки мы держимся за счет тех педагогов, которые беззаветно любят свою профессию, являются фанатами своего дела и только благодаря их энтузиазму, долголетию и такой патриотичной позиции мы имеем результат?

Н.Х.: Если смотреть на результаты выступлений сборных, представляющих наши университеты на международных студенческих математических олимпиадах, то можно сказать, что подобная работа с одаренной молодежью ведется. В качестве подтверждения хочу сказать об основном таком соревновании – IMC. Команда МФТИ два предыдущих года становилась победителем этой олимпиады, а в этом году стала третьей в мире, традиционно высокие места занимают студенческие команды Московского и Санкт-Петербургского университетов.

Что касается работы с одаренными школьниками, то тут нужно сказать, что она в большей степени основана на энтузиазме педагогов, многие из которых, будучи преподавателями университетов, тем не менее работают параллельно с одаренными школьниками. Эта практика характерна для нашей страны, в других странах она встречается редко. Там на подготовку сборной команды могут пригласить преподавателя, профессора из университета, с соответствующей оплатой и поддержкой его работы. У нас, повторюсь, это в большей степени любовь к профессии и энтузиазм...

Хотя есть и позитивные примеры поддержки работы с широким кругом способных школьников. Так Московский университет поддерживает проведение «малого мехмата» – это кружки для одаренных школьников г. Москвы и окрестностей. На физтехе создана Лаборатория по работе с одаренными детьми по направлениям математика, физика, естественные науки. Многогранную и успешную работу с одаренными школьниками осуществляют в Санкт-Петербурге. В этом городе центром работы в большей степени является лицей №239, преобразованный недавно в Президентский лицей, силами преподавателей и выпускников которого проводятся кружки, они активно участвуют в проведении питерских олимпиад.

На сегодняшний день к университетам-лидерам: МГУ, СПбГУ, МФТИ добавился четвертый университет – Высшая школа экономики с сильным факультетом математики. Успешную работу со школьниками в Сибирском регионе осуществляет НГУ.

В.В.: Последний вопрос. Победители соревнований - это, несомненно, золотой интеллектуальный фонд России. Сейчас очень активно поднимается вопрос о том, что многие выпускники, которые имеют несомненные успехи в учебе, выезжают в зарубежье, т.к. там имеют больше возможностей реализоваться или, по крайней мере, у них там лучшие условия, которые им предоставляют иностранные компании, иностранные государства. Как и чем можно мотивировать сейчас ребят, которые показывают такие высокие результаты на олимпиадных соревнованиях для того, чтобы они оставались, работали и могли реализоваться здесь, в России.

Н.Х.: Вопрос достаточно важный и, в то же время, непростой. Действительно, речь должна идти не столько о лучших финансовых условиях, сколько о лучших условиях для самореализации личности. Но если для физика, к примеру, крайне важно иметь высококлассную экспериментальную базу, то для математика, как я уже говорил, чаще всего "достаточно мела и доски". Конечно, нельзя недооценивать необходимость участия в конференциях, ценности профессионального общения. Но сегодня новые технологии, Интернет, позволяют работать дистанционно и поддерживать сотрудничество с коллегами из других стран. И нужно сказать, что лучшие университеты мира борются за выпускников, школьников, которые успешно выступили на Международной олимпиаде. Эти ребята имеют возможность быть зачисленными в любой престижный университет мира. И это, кстати, является прекрасным стимулом для школьников из так называемых «стран третьего мира», поскольку предоставляет им уникальный шанс успешно в дальнейшем выстроить свою жизненную траекторию.

В России победители математических олимпиад с удовольствием продолжают обучение в наших университетах, сохранивших свой высокий научный и педагогический потенциал. Однако после окончания университетов некоторые из них действительно уезжают, поскольку получают интересные предложения из других стран. Однако, надо сказать, что при этом большое количество математиков остаются работать в России.

Справка: Международная математическая олимпиада (MMO) - это Чемпионат мира по математике среди школьников старших классов, проводящийся каждый год в одной из стран мира. Первая MMO прошла в 1959 году в Румынии с участием семи стран. В последние годы в ММО участвуют более 100 стран пяти континентов. Каждую страну представляет команда, состоящая не более чем из шести (первоначально — восьми) участников, руководителя и научного руководителя. Участники должны быть не старше 20 лет и не учиться в высшем учебном заведении.

Участникам предлагается решить 6 задач (по три задачи в день, в течение двух дней подряд), каждая из которых оценивается в 7 баллов, так что возможный максимум — 42 балла. Задачи выбираются из разных областей школьной математики, главным образом из геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики.

Все участники сборных команд, принимавших участие в Международных предметных олимпиадах, являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников и имеют право поступления в высшие учебные заведения без конкурса на профильные специальности.