Мониторинг ВОШ 05.09.2011-12.09.2011

07.09.2011
Наш Белгород (Белгород)
Новости

«ОРЕШЕК ЗНАНИИ ТВЕРД...» В областной универсальной научной библиотеке проходит "Неделя знаний" для учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Её программа включает познавательные уроки по основам интеллектуальной собственности, нравственно-этический, интеллектуальный, краеведческий, информационный и лингвистический. Уроки проходят в школах и средних учебных заведениях города. Первого сентября для школьников, их родителей и учителей в библиотеке была организована «Большая перемена», где все желающие смогли проверить свои знания в интеллектуальной разминке, поучаствовать в заочной литературной экскурсии по улицам Белгорода и в страноведческом марафоне, пройтись по литературному лабиринту. Также весь день продолжалась библиотечная акция «Я записался в библиотеку, а ты?», и новые читатели бесплатно получили пластиковые читательские билеты.

В рамках Недели знаний работает «Факультатив», программа которого знакомит с подборками литературы в помощь образовательному процессу, новыми поступлениями энциклопедических изданий, книгами по деловому общению и психологии личности и другими.

«ШКОЛА ГОДА -2011»: ОТБОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ Гимназия №1 Белгорода претендует на звание «Школа года-2011».

Подведены итоги заочного этапа ежегодного областного конкурса «Школа года-2011». В номинации «Городские общеобразовательные учреждения» определены пять школ-финалистов со всей области, среди них и городская гимназия.

Заочный (отборочный) тур конкурса включал в себя экспертизу документов участников конкурса и проводился с 16 мая по 17 июня 2011-го года. Очный этап конкурса стартует третьего октября 2011 года. Школам предстоит провести творческую самопрезентацию, включая визитную карточку.

УСПЕХ БЕЛГОРОДСКОЙ СТАРШЕКЛАССНИЦЫ Ученица 11-го класса лицея №9 Белгорода Арина Апетян стала обладательницей грамоты и медали на V Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике. Она проходила в Кракове и Катовице (Польша) с 25 августа по третье сентября. По возвращении в Белгород школьницу по традиции ждал теплый прием. На железнодорожном вокзале с плакатами и воздушными шарами ее встречали одноклассники и родители. Они поздравили девушку с очередным достижением и подарили цветы.

К слову, олимпиада проводилась среди первокурсников вузов разных стран (!), а белгородская школьница, входящая в состав сборной России, попала на нее благодаря успешному участию в летних астрономических сборах и высокому личному рейтингу. В 2010 году она стала победительницей заключительного этапа Всероссийской олимпиады по астрономии и в составе сборной России побывала на международной студенческой олимпиаде по астрономии и астрофизике в Пекине (Китай), где получила диплом за выдающиеся заслуги.

В следующем году Арина планирует принять участие в международной олимпиаде по астрономии и астрофизике уже в Бразилии. С выбором вуза выпускница еще не определилась, но среди возможных вариантов - Санкт-Петербургский госуниверситет, математико-механический факультет, при котором работает кафедра астрономии. Отметим, что научный руководитель одаренной школьницы - Надежда Ульянова, учитель астрономии лицея №9 Белгорода, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

 

08.09.2011
Встреча (Дубна)
Большой педсовет: концепции новые, проблемы старые

29 августа в ДК «Октябрь» состоялся традиционный ежегодный большой педагогический совет - муниципальная конференция педагогического сообщества. С основным докладом на конференции выступила начальник управления народного образования администрации города Т.К. Виноградова.

С праздником начала учебного года педагогов города поздравил первый заместитель главы администрации С.Ф. Дзюба. Он выразил благодарность всем учителям города за отличную работу, которая получила положительную оценку в докладах министра образования Московской области и губернатора Б.В. Громова. Со своей стороны администрация города продолжает уделять внимание материально-технической и финансовой поддержке школ. Завершил свое выступление Сергей Федорович пожеланием учителям, чтобы все их планы в предстоящем учебном году сбылись.

«В школе - все будущее России». С этих слов профессора и ректора Московского университета князя С.Н. Трубецкого начала свое выступление начальник ГОРУНО Т.К. Виноградова. В своем докладе «Организационно-педагогические условия развития муниципальной системы образования: состояние, проблемы, перспективы» Татьяна Константиновна рассмотрела все аспекты этого вопроса, подвела итоги прошедшего учебного года, наметила конкретные задачи для педагогов школ города.

У Дубны самый высокий рейтинг

По результатам независимой экспертизы министерства образования Московской области муниципальная система общего образования Дубны имеет самый высокий рейтинг среди 72 районов области. По данным независимого социологического опроса положительно оценили ее деятельность 51% респондентов. Это позволило Дубне занять 7-е место среди 80 городов Московской области.

На конец учебного года в школах города обучались 5116 человек. 8,75% выпускников награждены золотой или серебряной медалями. Из них 11 человек окончили лицей № 6, остальные - школы №№ 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, лицей «Дубна». Уже четыре года ни один учащийся наших школ не был отчислен за неуспеваемость - это хороший показатель. Оценку качества получаемых знаний дает независимая экспертиза, которая в этом году была проведена во всех ступенях среднего образования.

Малыши учатся лучше

Итоговые работы по русскому языку и математике для учащихся четвертых классов проводились в мае. С математикой без ошибок справились 52% ребят (здесь надо учесть критерии оценки: любое исправление в работе младшеклассника считается ошибкой). Средний балл по городу составил 4,35 (в прошлом году - 4,03). Знания на 4 и 5 продемонстрировали 89% учащихся. Диктант и грамматическое задание по русскому языку четвероклассники выполнили в среднем по городу на 4,04 балла (3,81 - в прошлом году). На 4 и 5 написали работы 78% учащихся. 100% успеваемость по русскому языку показали выпускники 4-х классов школ №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, «Гвоздика». К сожалению, по 2% учащихся не смогли одолеть итоговую работу и по русскому, и по математике.

Девятые классы - хорошисты

Государственная итоговая аттестация в этих классах впервые проводилась с использованием автоматизированной информационной системы «Экзамен» и с независимой проверкой работ. Средний балл итоговой работы по алгебре оказался выше прошлогоднего - 4,05 (по области он составил 3,95). С русским языком ситуация чуть хуже: среднегородской балл - 3,93, (по области - 3,83). По результатам итоговой аттестации подтвердили или повысили свою годовую оценку по алгебре 95,3% учащихся, по русскому языку - 93,9%. Экзамены по выбору для поступления в профильный класс в 9-х классах в прошедшем учебном году сдавали 334 учащихся. На «отлично» профильные экзамены сдали меньше половины (46,4%), а пятеро из 351 старшеклассника, участвовавших в итоговой аттестации, вообще ее не прошли. Здесь есть над чем задуматься.

В выборе профильных предметов сохраняются предпочтения прошлого года: лидирует обществознание (49,8%), популярны информатика (24,5%) и английский язык (20,2%). В этом году выросло в три раза (до 25%) число школьников, выбравших физику. Может быть, это начало конца эпохи экономистов и юристов?

Ближайшая текущая проверка уровня знаний состоится совсем скоро: Министерством образования Московской области принято решение о проведении в 5-х классах диагностических работ по математике и русскому языку соответственно 14 и 21 сентября, а в 9-х классах - также по истории и обществознанию - 13 и 20 сентября.

Выпускной ЕГЭ

ЕГЭ по русскому языку в 2011 году писали триста пятьдесят и один выпускник. Трое экзамен не сдали. Средний балл улучшился на 6,5%, примерно также как и по области. ЕГЭ по математике сдавали те же школьники. Сдали хорошо - средний балл улучшился на 9%, но пять человек не справились с заданием.

Набранная статистика проведенных контрольных позволяет определить уровень преподавания школьных предметов. Самый высокий уровень преподавания (71,83% учащихся получили балл выше среднего) - у английского языка, затем идут русский и математика (по 67,53%), обществознание (66,29%), литература (65,85%), химия (65,71%), информатика (63,95%), история (57,69%), география (57,14%), биология (56,14), а самый низкий уровень у физики - 52,33 % учащихся (практически, лишь половина школьников показала уровень знаний выше среднего - для наукограда это позор!).

Есть вундеркинды, есть лоботрясы

Есть у педагогического сообщества специфические способы подсчета высокого уровня подготовки школьников. В рейтинге по данному показателю в городе лучше всего выглядит математика (33,9 % учащихся показали высокое качество знаний), на втором месте физика (32,56 % и это, несмотря на то, что средний уровень подготовки по физике самый низкий, получается, наши дети знают физику или хорошо или не знают совсем). Далее идет русский язык - 32,48% учащихся с высоким уровнем подготовки, география (28,57%), английский язык, хотя общие результаты по английскому языку соответствуют II месту по области, литература (19,51%), химия (17,14%), информатика (12,79%), биология (10,53%), обществознание (10,29%) и самый плохой результат в этом году по истории - всего 5,77% учеников показали высокое качество знаний, тогда как по области их оказалось вдвое больше - 10, 72%.

150 школьников в Московской области смогли выполнить ЕГЭ 2011 года на 100 баллов. Среди них есть и дубненцы: Елена Фефелова (школа №3), Анастасия Разаева (школа №10), Елизавета Ляпина (лицей № 6) - по русскому языку (73 человека в области); Ульяна Курилина (лицей № 6) - по литературе (14 - в области).

Впору кричать «караул»!

Лично меня неприятно поразила информация об уровне здоровья дубненских школьников. По доле учащихся с первой группой здоровья (по медицинской классификации 1 группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно-психическом развитии не более чем на один эпикризный срок) наш город оказался на шестом месте с конца среди всех 80 городов области! У нас чуть более 20% относительно здоровых школьников, тогда как в Звездном городке, занявшем первое место в этом рейтинге, их более 60%. В Дубне отмечен рост заболеваний центральной нервной системы, органов зрения, эндокринной системы. Это при том, что по сравнению с прошлым годом уровень здоровья немного повысился. Такая ситуация не позволила Дубне сформировать команду для «Президентских игр»: мы не смогли набрать 8 девочек и 8 мальчиков первой группы здоровья из одного класса одной школы города!

Но меры принимаются: уже разработана целевая программа «Здоровая школа», с этого учебного года введен третий урок физкультуры, растет число школьных спортивных секций, в которых занимаются 41% учащихся (в прошлом учебном году их было 35%, а по Московской области этот показатель составляет 31%). Т.К. Виноградова поставила перед коллегами задачу довести уровень занятости учащихся в спортивных секциях до 80%. Будем надеяться, все эти меры помогут улучшить ситуацию со здоровьем детей.

Здоровье подростков - духовное и физическое - характеризуют и следующие данные. В 2010 году снизилось по сравнению с 2009-м количество преступлений, правонарушений и случаев употребления алкоголя школьниками. А употребление наркотиков и токсических веществ возросло. Чему удивляться, если из 260 опрошенных старшеклассников попробовать наркотики предлагали семидесяти одному.

Кружки - нужные и ненужные

Составной частью школьного образования стало дополнительное образование - различные творческие и спортивные кружки и секции сегодня практически все базируются в школах. Татьяна Константиновна обратила внимание на проблемы, существующие в этой области. Диапазон их направлений определяется не потребностями детей, а возможностями школ, но стратегическая линия развития в этом направлении пока не прослеживается. Существует и дефицит преподавателей, особенно остро - технического направления. Из 155 творческих объединений в течение года 11 прекратили существование. Из почти 1500 детей, записавшихся в кружки и секции в начале года, к концу осталось меньше половины. Тем не менее направления, не пользующиеся популярностью у детей, продолжают функционировать.

Мы ищем таланты

Поддержка талантливых детей - одна из составляющих новой национальной образовательной программы «Наша новая школа». Эта поддержка осуществляется через олимпиады всех уровней, интеллектуальные игры, творческие конкурсы и т.д. В прошедшем учебном году количество школьников, участвовавших в этапах всероссийских олимпиад, превысило 6000, хотя на самом деле участников было 2108, многие из них участвовали в двух-трех и даже четырех олимпиадах. Больше всего одаренных ребят собирают олимпиады по математике, обществознанию, праву, русскому языку, истории.

Наиболее активно участвовали в олимпиадах лицеи № 6, «Дубна», школы № 9 и № 5. Среди дубненских школьников есть победитель и три призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Это Ильяс Агакишиев (10 класс лицея № 6, немецкий язык), Павел Семашко (10 класс лицея № 6, информатика), Сергей Дедович (10 класс лицея «Дубна», физика), Максим Подлесный (9 класс лицея «Дубна», физика). А в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников у нас два победителя и 24 призера. Поздравим учителей, подготовивших двух и более победителей и призеров регионального этапа: Надежда Сергеевна Семашко, учитель информатики лицея № 6; Михаил Юрьевич Замятнин, учитель физики лицея «Дубна»; Галина Юрьевна Дунина, учитель немецкого языка лицея № 6; Наталья Алексеевна Коваленко, учитель географии и ОБЖ гимназии № 11.

В науку - со школьной скамьи

В прошлом учебном году состоялись три городские научно-исследовательские конференции, на которых были представлены 340 работ учащихся 4-11 классов. Наиболее активно в них участвовали школьники лицеев № 6, «Дубна», гимназии № 3, школ №№ 4, 9, 10. Сборная команда учащихся города Дубны под научным руководством учебно-методического центра ОИЯИ достойно проявила себя в Физическом марафоне городов-наукоградов «Шаг в науку». Финал марафона прошел 19 апреля в Троицке. Команда учеников школ города Дубны заняла первое место в номинации «За научность» с проектом «Сцинтилляционные датчики для регистрации широких атмосферных ливней». Над проектом работали учащиеся гимназий №3 и 11, школы №7 (хотя приглашались все школы города).

С апреля этого года начал работать лекторий для школьников ОИЯИ. Прослушали его лекции и побывали на экскурсиях в лабораториях учащиеся школ №№ 7, 9, 11. Продолжают работать городское научное общество учащихся и клуб «Прометей». В них на конец года занимались, соответственно, 146 и 198 школьников (в прошлом году - 136 и 120). Самые многочисленные предметные секции - секция математики (38 чел.), руководитель Александра Владимировна Моисеева, и физики для 7-9-х классов (78 чел.), руководитель Александр Анатольевич Леонович. Наиболее активно посещают предметные секции ГНО учащиеся лицеев № 6 и «Дубна», а также гимназий № 3, и №11. Нет участников из школы № 2, хотя на ее базе работает секция химии. Всего 3 участника общества в школе № 9, а на ее базе работают самые многолюдные секции: физика и математика. Также в городе проводились множество литературных конкурсов и конкурсов сочинений, выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, в которых в общей сложности приняли участие более 1000 учащихся. С большим удовольствием школьники участвуют в различных конкурсах по информационно-компьютерным технологиям. Наиболее активно и результативно в них участвовали школы №№ 3, 5, 6, 8, 9, 11, «Дубна», Центр детского творчества.

И - о деньгах

Ежегодно 20 учащихся школ города, проявивших себя в интеллектуальной, творческой, спортивных сферах, становятся муниципальными стипендиатами, а 28 дубненских школьников и выпускников прошлого учебного года получили именную стипендию губернатора Московской области.

С целью доведения средней зарплаты учителя до средней зарплаты по экономике в Московской области с 1 сентября будет произведена ее индексация: учителям, социальным педагогам, педагогов-психологов, воспитателям - на 15,5 %, директорам и их заместителям - на 10 %. Новые ставки планируются в диапазоне от 10 320 рублей (учитель со стажем до трех лет работы) до 13705 рублей (со стажем свыше 20 лет) и 16 075 рублей (учитель высшей квалификационной категории). Сейчас средняя зарплата по области составляет 28 000 рублей. С такими темпами индексации учителя всегда будет оставаться в категории малооплачиваемых профессий. А Т.К. Виноградова пожелала всем педагогам города сохранить в душе любовь - к жизни, к работе, детям, знаниям!

08.09.2011
Зори. Газета Северского района Краснодарского края
Школа будущего - это доступность и качество образования

Приказом Департамента образования и науки Краснодарского края средняя общеобразовательная школа № 45 станицы Северской утверждена базовой школой в районе, где будет организовано дистанционное обучение.

О том, почему именно 45-я выбрана базовой школой и в чем суть предстоящих новаций «Зорям» рассказала начальник управления образования Северского района Виолетта Лукьянова.

- Виолетта Сергеевна, чем он обусловлен выбор северской школы и в чем суть дистанционного обучения?

- Выбор средней школы № 45 не случаен. Он стал возможным благодаря многим факторам. Это и удобное географическое расположение, и хорошее оснащение, и высококвалифицированный педагогический коллектив. Важную роль сыграли и достижения учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, а также результаты государственной итоговой аттестации - сдача ЕГЭ.

Что касается перспективы, то на базе школы будет организовано дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся на дому. Будет организовано также и дистанционное обучения одарённых детей и ребят из малокомплектных школ.

Цель дистанционного обучения - это доступность и высокое качество образования, а также совершенствование системы социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации этого проекта планируется подключение школы к волоконно-оптической связи, позволяющей передавать информацию на большие расстояния и с более высокой скоростью передачи данных, чем это происходит по обычным электронным средствам связи.

- А что конкретно будет сделано для улучшения обучения детей-инвалидов?

- Для организации обучения за образовательным учреждением закрепляется компьютерное, телекоммуникационное и специализированное оборудование, а также программное обеспечение на праве оперативного управления. Такое же оборудование и обеспечение предоставляется во временное пользование семьям детей-инвалидов, которые ещё получают авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.

Реализация проекта дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется в несколько этапов. Первый этап - это обучение учащихся, уже имеющих установленное оборудование, второй - организация обучения учащихся, не имеющих пока установленного оборудования, но желающих обучаться дистанционно, и третий - проведение мониторинга успешности и эффективности обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

- С этим понятно. Давайте теперь поговорим об одарённых детях. Как будет проходить их обучение?

- При создании в школе центра дистанционного образования у способных и одаренных ребят появляется возможность получать качественные педагогические услуги не только от своих педагогов, но и от лучших учителей района, имеющих высокие достижения в своей работе, а также высококвалифицированных специалистов по данному направлению. Это, безусловно, даёт отличные перспективы для одаренных школьников. Важно здесь и то, что у всех учащихся равные стартовые условия.

Для педагогических работников, обеспечивающих дистанционное образование детей-инвалидов, одаренных детей и учащихся из сельских малокомплектных школ, будут организованы рабочие места с доступом в интернет. Они могут находиться как в помещении школы, так и по месту жительства. Преподавателям предоставляется также авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам дистанционного образования.

Следует сказать, что по работе с одаренными детьми в школе № 45 имеются свои собственные достижения. Только в этом учебном году 17 выпускников окончили школу с золотыми и серебряными медалями, что составляет 34 % от общего числа выпускников. Более 30 одиннадцатиклассников по результатам ЕГЭ получили от 70 до 98 баллов, а 23 учащихся по итогам этого учебного года - победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 62 ученика стали победителями различных всероссийских и региональных конкурсов, конференций, форумов.

В период с 2005 по 2011 годы четверо выпускников школы, получили по результатам ЕГЭ 100 баллов.

Школа дважды становилась призером региональных этапов Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» в 2006-м и 2007-м годах. Она - победитель районного и призёр краевого этапа Всекубанской спартакиады школьников в 2008-2009 и 2010-2011 учебных годах, несколько лет победитель районного слёта классов казачьей направленности, победитель районного этапа конкурса «На лучшее сельское образовательное учреждение».

Сегодня в СОШ № 45 работают более 50 педагогов, из которых 17 имеют звания и награды, а более 50 % - высшую квалификационную категорию. Три педагога стали победителями конкурса на звание лучшего учителя Российской Федерации.

Школа укомплектована интерактивными досками, мультимедийными комплексами, имеет интерактивный кабинет иностранного языка, мобильный компьютеризированный комплекс для начальной школы. В образовательном процессе здесь используется более 60 комплектов компьютерного оборудования.

Такова эта школа сегодня. Статус же базовой школы района позволит ей подняться еще на более высокий уровень, и знания, что будут получать здесь ребята, также станут более качественными, глубокими и всесторонними.

08.09.2011
Нижегородский рабочий
Будущее - за юными талантами

Олег Кондратов вручил персональные стипендии одаренным детям. Могли ли братья Гороховы из ДЮСШ ««Полет» Московского района предположить, что их детское увлечение авиамодельным спортом в будущем принесет им множество блестящих побед на международных соревнованиях и престижные награды? Одну из них - диплом и персональную городскую стипендию - они получили на этой неделе из рук главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. И не только они - в этот день в обновленном зале приема официальных делегаций чествовали 30 одаренных детей, добившихся успеха в спорте, культуре и образовании.

ДЛЯ НАС стипендии - это стимул стараться дальше, развиваться, стремиться к новым достижениям, - рассказывают Павел и Денис Гороховы. - На что их потратить, пока не решили, наверное, отложим на поездки на соревнования. Недавно мы были в Польше, заняли первое место на чемпионате Европы. Соперники были сильные, особенно украинцы. Но мы стремимся к победе и любим авиамодельный спорт.

Ученица школы № 126 Юлия Сорокина - призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. По ее мнению, именно этот предмет должен быть самым близким для всех ребят.

- Это заложено в душе и в сердце каждого, - считает Юлия. - Кроме того, у меня были замечательные учителя по русскому языку, которые во многом помогли мне добиться такой высокой награды. Получение стипендии стало для меня полной неожиданностью. Конечно, очень приятно, когда оценивают ту работу, которую мы делаем, и дают возможность стремиться к новым вершинам. Среди ребят, получивших персональные стипендии, было и немало других талантов. Теннисисты и музыканты, гимнасты и компьютерные гении всего смогли добиться своим трудом. По словам Олега Кондрашова, дети занимаются любимым делом и достигают высоких результатов.

- Достижения ребят вызывают уважение и почтение, - говорит Олег Александрович. - Они прославляют имя Нижнего Новгорода и на всероссийских соревнованиях, и на международной арене. Эти дети счастливы, они уже в таком юном возрасте добились признания своего мастерства. Чем больше у нас будет таких ребят и таких побед, тем спокойнее станет будущее нашего города и нашей страны.

Отныне в течение года одаренные дети будут ежемесячно получать стипендию в размере 1000 рублей. Олег Кондратов также подчеркнул, что городская администрация и в дальнейшем будет поддерживать тех, кто своим умением и трудом добился особенных результатов, и ребят, которые просто неравнодушны к окружающей действительности. Таких в городе тоже немало - одни занимаются волонтерской работой, другие заботятся о красоте своего двора, третьи помогают нуждающимся... По словам Олега Александровича, участие ребят в жизни города является лучшим фактором воспитания. В ближайшее время планируется возродить и грант главы администрации, чтобы поощрять детей за усердие и трудолюбие.