Мониторинг ВОШ 30.08.2010-06.09.2010

04.09.2010
Московская правда
Все флаги будут в гости к нам

Словосочетание "Большое Приключение" - привычное для Москвы, попало в газету "Казахстанская правда", которую нам любезно прислала редакция. В заметке говорится, что "в нынешнем году Министерства образования и науки РК и РФ под патронатом первых леди Казахстана и России Сары Назарбаевой и Светланы Медведевой отправили десять казахстанских школьников на отдых во Всероссийский детский центр "Орленок" в Краснодаре". Также рассказывается, что другие 10 подростков, "воспитанников школы-интерната села Литвинское, что в Карагандинской области, смогли провести часть каникул в Карелии, в детском лагере "Большое Приключение", где их, в числе прочего, ждал незабываемый шестидневный поход по рекам на катамаранах".

Поездка в "Большое Приключение" тоже в каком-то смысле имеет высокое покровительство. В ноябре прошлого года Матвей Шпаро был приглашен в Монако как член жюри на международный форум "Мир через спорт", который проводится под патронатом правящего князя Альберта II. На форуме прозвучали сильные слова, что туризм, как спорт, сильно объединяет людей. Матвей Шпаро предложил использовать наш карельский молодежный лагерь "Большое Приключение" для объединения детей из стран СНГ. Благотворительная организация из Монако "Дети приютов мира" вызвалась профинансировать поездку 90 детей: 50 россиян и 40 из четырех стран СНГ. Смена прошла превосходно, о ней рассказывает Александра Сущинская - филолог, которая специально съездила в лагерь, чтобы познакомиться с участниками международного заезда.

Дмитрий ШПАРО, директор Клуба "Приключение".

Карельский лагерь "Большое Приключение" уже одиннадцать лет принимает ребят из многих регионов России, предлагая детям попробовать свои силы в спортивном туризме. Лето 2010 г. стало особенным в истории лагеря: впервые его двери открылись для групп из стран ближнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Таджикистана и Казахстана.

Для дорогих соседей была подготовлена обширная программа. В российской столице их ожидала экскурсия в Кремль, прогулка по Воробьевым горам, питались дети в гостеприимном "Макдоналдсе" (тоже спонсор поездки). Непосредственно в карельском лагере ребята прошли водный маршрут на катамаранах, ибо именно путешествие по воде можно считать визитной карточкой и лагеря, и Карелии, знаменитой, в первую очередь, своими реками и озерами. После 12 дней жизни среди дикой природы и перед возвращением в Москву детвора посетила остров-музей Кижи, знаменитый на весь мир памятник русского деревянного зодчества, который находится под охраной ЮНЕСКО.

Разумеется, дети получили массу незабываемых впечатлений. У кого-то они начались еще в аэропорте своей страны: так, например, всем без исключения казахстанцам никогда не доводилось летать на самолете, поэтому перелет до Москвы - самое начало путешествия - уже стал отдельным событием.

У ребят из Таджикистана поездка поначалу не задалась: двое уже довольно взрослых парней из их группы отправились путешествовать без паспортов, со свидетельствами о рождении, а открылся этот факт только на московской таможне. Пришлось им возвращаться обратно. Зато остальные подростки с удовольствием рассказывали, что крепко подружились уже в аэропорте, ведь они все были собраны из разных интернатов и прежде не были знакомы. По словам Александра, сопровождающего группу, в Карелию отправили отличников и, как он выразился, "самых перспективных ребят". Например, один из участников весной завоевал бронзовую медаль на Международной олимпиаде по биологии, которая проводилась в Екатеринбурге. Кремль, прежде знакомый только по картинкам, удивительно красивый Кижский деревянный храмовый ансамбль и сам остров в Онежском озере - эти воспоминания, которые останутся с ребятами на всю жизнь. Однако самые интересные открытия ждали их в лагере: тут ведь начались настоящие приключения. Сама карельская природа - нескончаемые леса, обилие живописных рек и озер, закаты, от которых перехватывает дыхание - вызывала восхищение даже у ребят из имеющих широкие пущи Украины и Белоруссии. О детях из таджикской и казахской команд и говорить нечего, они никогда не видели ничего подобного.

Удивительно, что, несмотря на все предварительные договоренности, немногие представляли себе специфику "Большого Приключения". Думали, что это обычный летний лагерь, разве что очень уединенный. Подросткам до конца не верилось, что придется постоянно ночевать в палатках, обучаться премудростям походной жизни. Например, ребята из Белоруссии - типично городские жители - были настроены на жизнь в небольших домиках с обязательными вечерними дискотеками, и девочки со смехом вспоминали, как переживали по дороге в лагерь, что ни у кого не оказалось с собой фена. Неожиданностью стало и то, что не будет постельного белья, как не будет и самих постелей, а есть только спальные мешки, и на время придется забыть о горячем душе. Поначалу пришлось тяжело: справляться с капризами, внутренними конфликтами, учиться открытости, привыкать действовать коллективно. Постепенно втянулись и к концу поездки дружно отвечали, что хотели бы еще раз попасть в "Большое Приключение" или же организовать серьезный турпоход своими силами. Группа казахских ребят была собрана из воспитанников одного интерната. Поездка в лагерь послужила для каждого из них поощрением за успехи в учебе (ребята не отличники, но все хорошо учатся) и, главное, в сфере творчества. Среди десяти ребят были и танцоры, и певцы, и художник. Это сильно бросалось в глаза при знакомстве с группой: тут постоянно царила атмосфера веселья, и шутки едва ли умолкали на минуту. Пустые консервные банки превращались в сигнализацию от медведей, катамаран на зависть группе из Мордовии разгонялся до третьей передачи, а вечерами оживали пеньки-лешие и то и дело начинали мелькать блуждающие огоньки. Сопровождающий группы Александр рассказывал, что на базе их интерната в Казахстане существует летний лагерь, куда всех воспитанников дружно вывозят по окончании учебного года. Лагерь работает по модели пионерского, и от "Большого Приключения" ожидали чего-то подобного, даже подготовили несколько номеров художественной самодеятельности. Девочки разучили народный танец, парни поставили брейк-представление. К сожалению, оказалось, что демонстрировать все это некогда. Ребята удивлялись, но даже во время пребывания в базовом лагере весь их день оказывался занят. Они постоянно учились новым для себя навыкам, много времени отнимало прохождение многочисленных этапов веревочного курса, не давали скучать аниматоры Маша и Денис.

Все группы с большой теплотой отзывались о своих инструкторах. И правда, участникам международной смены повезло с тем, что как-то удивительно гармонично у них подобрались руководители. Творческим и немного шебутным казахстанским детям досталась острая на язык и очень опытная Таня Полякова. Дисциплинированные и организованные ребята из Таджикистана с удовольствием слушались Диму Малыгина: схватывали на лету, сразу же применяя новые знания. Украинцы получили в инструкторы и вовсе землячку - Галю Попову. Белорусов в поход повел тоже украинец Дмитрий Ежов - в первую очередь, тому, как относиться с юмором к проблемам и справляться с жизненными трудностями. Ребята единодушно сходились на том, что именно их инструкторы подавали пример, помогли им освоиться в непривычных, экстремальных условиях, придать неповторимый вкус путешествию. В свою очередь сами инструкторы говорили, что плавать с такими детьми - это отдых и праздник и далеко не всегда так везет.

Что за время похода произвело наибольшее впечатление? В нескольких ответах все участники международной смены сходятся. Во-первых, это прохождение речных порогов. Только, к сожалению, лето в Карелии выдалось на редкость жарким, уровень воды понизился, поэтому порогов было не так много, как хотелось бы. Во-вторых, все были впечатлены походной баней. Парни из Казахстана подробно выспросили у инструктора принципы ее устройства и сооружали баню чуть ли не на каждой стоянке. "Потом вопили до полуночи", - жаловались на них девочки. "Я и не ожидал, что им настолько понравится", - удивлялся инструктор таджикской команды после первой бани. "Это был лучший день в нашей жизни", - вторили ему дети с улыбками до ушей.

В-третьих, все собирались встретить настоящего бурого медведя, хотя особенно и не верили в такую удачу. Медведь фигурировал в рассказах ребят из калужского интерната. В один из дней своего похода им удалось издали увидеть, как впереди медведица с детенышами переплывает реку. В лагере калужанам все завидовали и ходили слушать их рассказы.

И, конечно, все запомнили церемонию посвящения в туристы, которую в каждой группе проводил инструктор. Обязательными атрибутами ритуала было поедание каши, одевание на голову котла из-под нее, произнесение туристской клятвы и переворачивание катамарана.

Интересно, что в украинской и белорусской группах девочек и мальчиков было примерно поровну. В команде из Казахстана девчонок было только две, причем они практически не притрагивались к веслам и только дремали в средней части катамарана. Зато на них была возложена женская работа: мытье котлов, посуды, приготовлении еды, установка палаток. Ребята из Таджикистана, включая сопровождающего, на вопрос, почему в Карелию не приехали их девушки, начинали недоумевать: они слишком изнеженные, им будет тяжело, да и зачем портить хорошую мужскую компанию?

Тяжело ли им приходится в походе? На этот вопрос все отвечали отрицательно. Для них это скорее отдых и развлечение, чем работа: подолгу грести, разбивать стоянки, собирать катамараны. Они чувствовали себя очень свободно, раскованно и, кажется, наслаждались каждым мгновением своего путешествия. Домой, конечно, тоже хотелось, но куда важнее пережить максимум чувств в "Большом Приключении", чтобы потом было что вспомнить и рассказать.

Было бы замечательно - все участники международной смены сходятся в этом мнении - если бы такие поездки в Карелию стали традицией. "Большое Приключение" внесло множество ярких красок в летнюю жизнь подростков. Это и расширение кругозора, и общение со сверстниками из других стран, и ценная для горожанина возможность вернуться к своим корням, пожить внутри нетронутой природы, чувствуя себя более свободным и в то же время более самостоятельным и ответственным за все, что тебя окружает. Возможность полушутя, в форме игры, пережить внутренние конфликты, справиться со сложностями и затем перенести в свою повседневную жизнь порой даже неосознаваемые результаты этих уроков.

Лагерь "Большое Приключение" существует при поддержке: "Нестле Россия", "Нестле Пурина ПетКер", ЗАО "Каргилл АО", "Макдоналдс", группы компаний "Аэрофьюэлз Групп", компании "ОВА", ГУП "Столичные аптеки", ОООО "Санта-Мария".

 

01.09.2010
Новые известия (Москва)
Число льгот при поступлении в вузы будет сокращено

Количество школьных олимпиад необходимо сократить, а льгота призера олимпиады при поступлении должна действовать только в один ВУЗ, - заявил вчера министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "Если абитуриент захочет, то может подавать заявления и в другие ВУЗы, но там уже он будет участвовать в конкурсе на общих основаниях", - уточнил министр. "Ректорское сообщество предлагает ужесточить требования к олимпиадам и сократить их количество. Этот вопрос находится полностью в ведении Союза ректоров. Считаю, что им нужно занять еще более жесткую позицию и безжалостно закрывать олимпиады, поставляющие "некачественных" призеров", - заметил Андрей Фурсенко, добавив, что претензий к Всероссийской олимпиаде школьников нет. "Все проблемы касаются региональных и муниципальных предметных олимпиад", - подчеркнул министр. Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор) рассмотрит вопрос более жесткого лицензирования курсов по подготовке к ЕГЭ при вузах. Как сообщила вчера глава ведомства Любовь Глебова, сейчас образовательные программы таких курсов не подлежат аккредитации, по ним не проводят контроль качества образования. По словам г-жи Глебовой, на таких курсах должны преподавать то, что входит в школьную программу. "Нужно заставлять школьных учителей преподавать то, что они должны, во время уроков, а не за дополнительную плату в качестве репетиторов", - считает чиновница. Если же учитель является репетитором тех же учеников, кого он обучает в классе, ему стоит выплачивать лишь базовую часть зарплаты, не выплачивая стимулирующую.

 

31.08.2010
Российская газета
ПЕРВЫМ КЛАССОМ

Министр образования Андрей Фурсенко о том, что нас ожидает в новом учебном году

Сегодня, накануне первого сентября, на заседании Госсовета РФ будут обсуждать вопросы профессионального образования и тех новшеств, которые нас ждут в этом учебном году.

Сколько школ откроют свои двери? Что ждет вузы, которые недобрали студентов? Сократится ли число преподавателей и вузов? Надо ли ужесточать льготы "олимпиадникам"? Об этом корреспондент "РГ" беседует с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко.

Российская газета

Андрей Александрович, какова судьба ребят, которые учились в двух сгоревших от лесных пожаров школах Рязанской области - в поселках Криуша и Ласковское?

Андрей Фурсенко

Эти дети, так же как и ребята из других пострадавших от пожаров районов, начнут учиться 1 сентября. Криушским школьникам, например, для обучения выделены помещения в местном лесхозе и детском саду. Для других ребят будет организован подвоз в ближайшие школы. Причем каждый ребенок будет обеспечен всем необходимым и полностью подготовлен к учебному году.

РГ

Все ли школы сегодня оснащены системами пожарной безопасности?

Фурсенко

В этом году в ходе плановых проверок выявлено более 70 тысяч нарушений требований пожарной безопасности в школах. Но это касается не только самих систем. Сегодня практически во всех школах они есть, но не везде они работают правильно и, что еще важнее, с ними нередко работают неправильно. Нужны регулярные тренировки и педагогов, и вахтеров, и школьников. У нас к этому, к сожалению, относятся несерьезно.

РГ

Сейчас в России более 50 тысяч школ. Их станет меньше?

Фурсенко

Школы будут сокращаться. Но подобные решения принимаются, только чтобы обеспечить качественное образование всем детям независимо от того, где они живут. Пока мы находимся в демографической яме, у нас есть возможность тратить деньги не на поддержание морально и физически устаревших школ, а реорганизовать систему и создать современную школьную инфраструктуру, которая может обеспечить нормальные условия обучения всем детям.

Кстати, в регионах, которые участвовали в комплексных проектах модернизации образования, на сегодняшний день таких школ - 65-70 процентов. В них учится треть школьников страны.

Одновременно надо учитывать, что демографическая ситуация изменится. К 2016-2017 годам число школьников начнет расти. Поэтому важно, чтобы школьные здания сохранились в системе образования. Сегодня на неиспользуемых площадях можно размещать учреждения дополнительного образования, можно создавать школу полного дня. Руководители образования на местах должны это понимать.

РГ

Новые образовательные стандарты для начальной школы станут обязательными с 1 сентября 2011 года. Как поменяется профобразование в связи с этим?

Фурсенко

Уже сейчас меняется система подготовки и переподготовки учителей, вводятся новые аттестационные требования. С января 2011 года учитель обязан будет проходить аттестацию раз в пять лет. Одновременно у него появится право повышать свою квалификацию, для чего должны быть созданы все условия. Например, разработана система грантов, позволяющая педагогам самим выбирать, где и по какому направлению пройти повышение квалификации.

РГ

Как вы оцениваете прошедшую вступительную кампанию? Все ли вузы набрали достаточно абитуриентов или у кого-то есть "дыры"?

Фурсенко

Подавляющее большинство вузов на бюджетные места студентов набрали. Причем поступление в целом прошло более организованно, чем в прошлом году. Как и в прошлом году, сократился прием в негосударственные вузы и на платные места. Приятно, что наконец-то началось перераспределение интереса абитуриентов в сторону технических специальностей.

РГ

Что ждет те вузы, которым не удастся "закрыть" набор?

Фурсенко

Во-первых, объективно у них сократится финансирование. Во-вторых, мы будем думать о том, как организационно им помочь. Может быть, объединить с более сильными, может, изменить профиль подготовки или сузить направленность. Это повод для достаточно серьезного обсуждения.

Одновременно вместе с регионами мы будем заниматься сокращением количества филиалов. Но делать это тоже нужно очень аккуратно. Ведь каждое такое решение влияет на судьбы.

РГ

Недавно вы сказали, что из-за демографического уменьшения количества студентов в ближайшие годы без работы могут остаться 100 тысяч преподавателей вузов. Как государство собирается им помогать?

Фурсенко

Проблема достаточно серьезная. Сокращение количества студентов из-за демографических проблем неминуемо ведет к тому, что уменьшится нагрузка на преподавателей. К сожалению, многие из них ничего не хотят менять, считая, что государство обязано им все обеспечить. Хотя уже сейчас стоит задуматься о повышении квалификации, возможно, о получении новой специальности.

Вместе с тем требуется создание принципиально новых рабочих мест. Например, в области обучения взрослых. Причем не только в профессиональной сфере, но и в социальной, то есть когда человек учится для себя - осваивает иностранный язык, рисование или компьютер.

РГ

В этом году, по словам многих ректоров, вузы "атаковали" олимпиадники, иногда занимая все бюджетные места и отпугивая простых абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Некоторых ректоров ситуация настолько насторожила, что они предложили использовать олимпиадную льготу только в одном вузе. Как вам такой поворот?

Фурсенко

Я с ними согласен. Считаю, что будет разумно, если льгота призера олимпиады будет "работать" только в одном вузе. Если абитуриент захочет, то может подавать заявления и в другие вузы, но там уже он будет участвовать в конкурсе на общих основаниях. Олимпиада означает, что ты выбрал себе путь и знаешь, чего хочешь. Пусть победитель или призер олимпиады подает документы с олимпиадным дипломом в самый важный для себя вуз и там пользуется льготой. А в остальных будет обычным абитуриентом с хорошими баллами по ЕГЭ.

РГ

Кстати, не всегда олимпиадники имеют высокие баллы по ЕГЭ. В один из вузов пришла девушка с дипломом олимпиады по математике, но при этом чуть ли не с 25 баллами по математическому ЕГЭ.

Фурсенко

Именно поэтому ректорское сообщество предлагает ужесточить требования к олимпиадам и сократить их количество. Этот вопрос находится полностью в ведении Союза ректоров. Считаю, что им нужно занять еще более жесткую позицию и безжалостно закрывать олимпиады, поставляющие "некачественных" призеров. Между прочим, заметьте, ни одной претензии к Всероссийской олимпиаде школьников нет. Все проблемы касаются региональных и муниципальных так называемых предметных олимпиад. Значит, по этому направлению надо серьезно работать.

РГ

Какие проблемы предстоит решать в новом учебном году?

Фурсенко

Первое и главное - сделать систему профобразования более нацеленной на внешний заказ. Но для этого он должен появиться. А у нас сегодня при составлении экономических прогнозов практически не уделяют внимания формированию заявки на подготовку кадров. Должны появиться профессиональные требования: чего заказчик ждет от специалиста. Уже есть несколько таких

перечней: по атомной промышленности, авиации, информационным технологиям. Но, увы, пока это не правило, а исключение. Надо двигаться в сторону консолидации вузов.

Предстоит сделать следующий шаг по разработке системы оценки качества образования: так ли мы учим и тому ли? Сегодня реально единственный инструмент такой оценки - ЕГЭ. А должно быть по крайней мере еще несколько. И один из них - обязательно для оценки вузовской подготовки. Первый шаг уже сделали юристы - они хотят ввести экзамен на профессию. В какой-то мере это реализуется в медицине. Может быть, стоит подумать о создании аналога ЕГЭ для бакалавров. Чтобы это была единая независимая объективная оценка, которая покажет уровень каждого подготовленного специалиста, а косвенно через это определит качество обучения в вузе.

Накануне

По данным МЧС, не предъявлены к приемке (находятся в стадии капитального ремонта) - 59 школ.

Не приняты, а значит, пока не имеют разрешения на начало работы 1 сентября 879 общеобразовательных учреждений. Большинство из них находятся в Приволжском федеральном округе - 574 школы, 550 (!) из которых - в Башкортостане. Лучше всех дела обстоят в Сибирском федеральном округе: там не принята лишь 1 школа. В целом работа по противопожарной защите школ не закончена в 24 субъектах РФ.

Будет закрыто 115 малокомплектных школ в Нижегородской области, 83 - в Рязанской области, 68 - в Курской области, 47 - в Алтайском крае. Откроется 123 новых школы (в Якутии, Дагестане, Татарстане, Москве, Пермском крае, Санкт-Петербурге). Сегодня центральное водоснабжение есть в 87 процентах школ, центральная канализация - в 83 процентах и центральное отопление - в 92 процентах школ. Самые холодные классы в республиках Саха (Якутия), Тыва, а также в Ненецком автономном округе. Там без центрального отопления до сих пор остаются до 57 процентов школ.

 

31.08.2010
Метро
Математик Смирнов превзошел Перельмана

Два филдсовских лауреата - петербуржцы Станислав Смирнов и Григорий Перельман -учились в одной школе. Они занимались в Математическом центре у одного преподавателя

Если бы лауреат Филдсовской премии петербуржец Станислав Смирнов родился на несколько месяцев раньше, вряд ли о нем узнал весь мир. Эта престижная награда присуждается молодым ученым до 40 лет. Математик Смирнов 3 сентября отметит свое 40-летие. Так что петербуржец практически успел запрыгнуть в последний вагон.

Этот учебный год ныне ученый Женевского университета проведет в Петербурге. В западных ВУЗах есть такое правило: преподавателю оплачивают целый семестр или год, и ученый может сам распоряжаться своим временем.

- Я познакомился со Стасиком, когда тот учился в пятом классе. Он пришел к нам в кружок, - вспоминает доцент РГПУ имени Герцена, основатель и бессменный руководитель Математического центра для одаренных школьников Сергей Рукшин. - В составе сборной города он стал многократным победителем Всесоюзных олимпиад. С ним было легко и приятно работать. Я хорошо помню, как в одном из провинциальных городов у Станислава вечером перед туром олимпиады разболелся зуб. Мы бродили по полутемным улицам в поисках дежурной стоматологии. Маленький Стас вышел в тонком свитере, начался дождь, и я накинул на Стасика свою куртку. Это была самая большая неприятность во время моего общения со Смирновым. К счастью, врача тогда нашли, и Стас свой диплом первой степени получил.

А потом именно Станислав стал первым ленинградцем, завоевавшим две золотые медали Международных олимпиад. Тогда в них могли принимать участие юные математики до 20 лет, а Стасу даже в год его второй победы было всего 16.

Математический кружок, где занимался Стас Смирнов, был очень дружным. Позже все кружковцы стали учиться в одном классе - в математической школе № 239.

- В кружке Стас встретил свою будущую жену - Таню Нагнибеду, - рассказывает Сергей Евгеньевич. - Отец Тани - известный астрофизик. Валерий Георгиевич привел ко мне в кружок свою дочь. Так Стас и Таня познакомились.

Механико-математический факультет ЛГУ, куда Стас Смирнов как победитель Международных олимпиад поступил без экзаменов, будущий ученый окончил в начале 90-х.

- Научные библиотеки не имели возможности покупать и выписывать научные журналы. Стас решил уехать за границу. В силу своего консерватизма я не очень хорошо относился к отъезду своих учеников из страны, но тут поддержал Стаса. В России общаться было не с кем. Уезжали все.

Стас стал работать в Калифорнии. Многие его одноклассники также оказались за границей. Таня Нагнибеда жила в Швейцарии. И они постоянно общались.

Сейчас у Станислава и Татьяны двое детей. Старшая дочь Саша в этом году пойдет в первый класс, девочка будет учиться в петербургской школе.

- Мы со Стасом встречались, когда он приезжал в Петербург, - говорит учитель двух филдсовских лауреатов Рукшин. - Как на Перельмана можно натолкнуться на галерке Мариинского театра или на конкурсе молодых вокалистов, так Смирнова можно увидеть в фойе Большого зала Филармонии или Концертного зала Мариинского театра. Стас вместе с женой Таней любит приезжать на концерты исполнителей классической музыки.

Далеко не все выдающиеся выпускники Математического центра становятся педагогами, - говорит Сергей Рукшин. - Станислав начал преподавать практически сразу после окончания школы. Он стал моим ассистентом. У меня в то время был уникальный кружок, ребята из которого в разные годы завоевали больше десятка медалей международных олимпиад - за СССР, Россию, Израиль, Германию, США. Тот год стал для меня очень тяжелым. В летней математической школе за вечерним чаем на меня вылилось три литра кипятка. А на наших со Стасом плечах было несколько десятков детей. Забота о кружке легла на плечи Стаса. Он навещал меня в Ожоговом центре, и мы беседовали о трудностях преподавательской жизни. Ведь я пригласил Станислава в качестве ассистента, который не отвечает за детские сопли, не должен следить, чтобы никто не дрался, не обязан водить детей в походы и заполнять финансовые документы.

Многие его ученики были чуть младше него.

- Но если ты равен по возрасту, то совершенно не равен по уровню и запасу знаний по математике. - На занятиях у Стаса была учебная дисциплина. Она распространялась и за пределы занятий. Конечно, в летнем лагере детей надо укладывать спать, заставлять мыть пятки, и у преподавателя Смирнова это получалось.

Фактически Смирнов является Перельманом со знаком "плюс", - говорит учитель двух ученых. - Все три премии, от которых отказался Гриша, у Стаса есть. В этом году Перельману присудили премию Института Клэя. Так вот, такую же премию Станислав получил в Вашингтоне еще в 2001 году, ему было 30 лет. Он получил также премию Европейского математического общества, от которой отказался Перельман. В этом году - Филдсовскую медаль. Стас превзошел Гришу по наградам. Он еще получил премию Салема за выдающиеся успехи и еще две крупные математические премии. Кстати, всего в мире около 50 лауреатов Филдсовской медали. Из них в СССР и России - всего девять. И что особенно приятно, два последних лауреата - мои ученики.